Июл 07 2000

     Государственный санитарный надзор за предотвращением загрязнения моря с судов. Зуб С.А. Кузнецов А.В.(Черноморская бассейновая санэпидстанция МЗ Украины, г. Одесса)

Опубликовано в 12:35 в категории Симпозиум

     Государственный санитарный надзор за предотвращением загрязнения моря с судов.

Зуб С.А. Кузнецов А.В.(Черноморская бассейновая санэпидстанция МЗ Украины, г. Одесса)

     Загрязнение морской среды веществами, вредными для флоры, фауны морей и здоровья человека, в последнее время вызывает большую тревогу у мировой общественности из -за ущерба, наносимого природе и людям.

     В 60 - е годы вопросы предотвращения загрязнения вод Мирового океана начали планомерно решаться в рамках Межправительственной морской организации (ИМО) при ООН, по инициативе которой были приняты важные документы, как Конвенция об открытом море, о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. На Международных конференциях в Женеве, Брюсселе и Лондоне, собиравшихся многократно в последние два десятилетия, совершенствовались правовые основы охраны морской среды от загрязнения, что нашло отражение в интегрирующем документе - Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ - 73/78). Конвенция послужила мощным стимулом для поиска и реализации путей технического решения широкого круга вопросов индикации, ранжирования источников загрязнения, разработки и внедрения установок и систем на судах и других плавсредствах, обеспечивающих очистку и обеззараживание сточных вод.     

     По экологическому и санитарно-эпидемиологическому состоянию Черное море стоит в ряду наименее благополучных морей мира. Данное обстоятельство обусловлено не только внутриматериковым расположением, а значит и замедленным водообменом, не только загрязнением пресными водами, заносимыми речными стоками, но и в связи с интенсивным мировым судоходством и загрязнением моря с судов.

      Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отходами - важная составная часть общей проблемы охраны окружающей среды. Бесспорно, что каждое судно в отдельности и весь флот в целом всегда будут являться потенциальными источниками загрязнения водоемов, так как любое судно, по сути, - это перемещаемый по водоему комплекс производственное предприятие - населенный пункт. Общий баланс всех отходов со всех судов, заходящих в порты Черноморского бассейна сравнительно невелик и может быть приравнен к городу с населением около 250 тыс. человек, но все же их влияние весьма существенно.

      При эксплуатации судов происходит загрязнение сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами и т.д.

     Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах скопления судов, как это происходит в портах.

     Решение проблемы загрязнения Черного моря является не только национальной задачей, но и международной. Так, сегодня государственный санитарный надзор за всеми судами, в части природоохранных мер, осуществляется санитарно-карантинным отделом порта Одессы на основании действующих международных конвенций, ратифицированных Украиной и национальным санитарным законодательством:

1.МАРПОЛ 73/78 приложение № 4,5

2.СанПиН № 4631-88 «Охрана прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения»

3.Наставления по предупреждению загрязнения вод с судов

4.Санитарные правила для морских судов

5.Общеобязательные постановления порта о заходе и стоянке судов и др.

    Международные конвенции и национальные правила имеют целью предупреждение и устранение существующего загрязнения морской воды, которое может привести к развитию интоксикации и снижению оздоравливающего эффекта морского водопользования населения, возникновению инфекционных, паразитарных заболеваний и кожно - раздражающего действия при использовании загрязнении морской воды для рекреационного, лечебно - оздоровительного и хозяйственно - питьевого водопользования, а также при использовании в пищу гидробионтов и рыб, накопивших вредные вещества и микроорганизмы по пищевым цепям.

    Вышеуказанные документы предусматривают мероприятия и устройства на судах, обеспечивающие возможность выполнения мер по защите моря от загрязнения.

     Существует несколько способов обеззараживания и уничтожения отходов на судах:

-измельчение или прессование мусора (с целью уменьшения объема), который собирается в контейнеры и сдается на береговые приемные сооружения,

-очистка и обеззараживание жидких отходов на установках очистки и обеззараживания сточных вод (УООСВ),

-термическая обработка отходов, производимая в инсинераторах, в результате которой не остается органической части.

    В целях предотвращения загрязнения моря сточными водами на судах предусматриваются специальные сборные танки с соответствующей системой слива в море вне запретных районов, а в порту на фекальный сборщик или береговой коллектор канализационной сети. Существенными недостатками этого метода являются потеря полезного объема судна, затраты на оплату услуг в порту, необходимость привлечения экипажа к работам со сточными водами, потеря времени на ожидание плавсборщиков и операции по сливу в них сточных вод.

    По этому в настоящее время все чаще на современных судах применяются УООСВ  , которые позволяют устранить все вышеперечисленные недостатки. Имеется несколько методов очистки и обеззараживания сточных вод, а именно:

-биологический - основан на создании и поддержании оптимальных условий существования и размножения бактерия бактерий, перерабатывающих содержащиеся в сточных водах вещества и продукты,

-физико - химический - основан на механическом отстаивании, коагуляции и обеззараживания стоков,

-комбинированный метод - позволяющий производить обработку судового мусора совместно с фекальными водами.

    Вместе с тем применение  УООСВ, требует от персонала судов определенной подготовки и знаний, проведения постоянного контроля за правилами эксплуатации установок, обеспечивающих качественную очистку стоков.

    Таким образом, в результате судоходства загрязнение морской среды возможно прямым и косвенным путем. К первому относятся случаи, когда отсутствуют судовые системы, выпуск стоков из накопительных цистерн происходит без очистки и обеззараживания. Второй путь - в условиях действующих судовых станций, установок при недостаточной очистке и отсутствии эффективного обеззараживания.

   Проведенный анализ , изучение опыта работы различных установок на судах заходящих в порт Одесса позволили дать определенную оценку качества очистки и обеззараживания стоков при эксплуатации судовой санитарной техники. Наши наблюдения и исследования, убеждают нас в том, что к судовым установкам должны предъявляться требования с учетом специфических особенностей и надежности их барьерной функции по предотвращению сброса загрязняющих веществ , и усиление контроля за качеством работы судовых установок очистки обеззараживания сточных вод со стороны госсанэпиднадзора, является одним из важных мероприятий по предотвращению загрязнения моря с судов.

    Все суда независимо от национальной принадлежности и флага обязаны доказать свое соответствие требованиям международной конвенции МАРПОЛ. В этой связи  специалистами санитарно-карантинного отдела при приеме судов в обязательном порядке проверяется наличие Международного  свидетельства о предотвращения загрязнения нефтью, сточными водами и мусором, сертификат 5-летнего освидетельствования на судовые установки по очистке и обеззараживанию сточных вод, а так же данные о проведении ежегодного контроля о качестве работы УООСВ, проводится объективное обследование самой установки, устанавливаются технические характеристики, способ очистки и обеззараживания стоков.

    При досмотре на каждом судне в соответствии международных правил контролируются  все клинкеты прямого сброса, их закрытие и опечатывание, а в какое время и в каком месте по бортовому  “Журналу операций со сточными водами” проводился сброс сточных вод.

     На судах, не представивших для контроля вышеуказанные международные документы, удостоверяющие качество работы УООСВ и при отсутствии специального накопительного танка, а так же при условии технической исправности оборудования, сотрудниками санитарно-карантинного отдела в обязательном порядке отбираются пробы сточно-фановой воды после очистке для лабораторного исследования. Оценка качества работы установок проводится по общепринятым международным и национальным показателям, таким как: БПК5 (биохимическая потребность в кислороде в течении 5 суток.), содержание взвешенных веществ, коли - индекс и содержание остаточного хлора, в одном литре.

      Так, за 1999  год СКО порта Одесса было принято около 2000  судов , из которых 95% иностранных и подфлажных. Из принятых судов 30% были оборудованы УООСВ (биологической обработки 80%, физико-химической 12% и химической 8%). С целью контроля качества работы установок было лабораторно обследовано 244 судна, из них на 68,% результаты не соответствовали требованиям МАРПОЛ и СанПиН №4631-88, Санитарным правилам для морских судов. В каждом случае администрации судов давались предложения о запрещении сброса сточных вод после некачественной очистки и работы установки  на накопительный танк с последующей регулярной сдачей стоков на специализированное судно-сборщик и предоставлением соответствующих справок.

     В случае отсутствия специальных сборных танков специалистами СКО составлялись протоколы на администрацию судов о нарушении санитарных норм.

     За 1999 год при установлении факта загрязнения моря сточными водами, по выявленным нарушениям на администрацию судов было наложено 90 штрафов на сумму около 40 тыс. гривен.

    При наличии на судне только специальных сборных танков для сточной воды, СКО устанавливается в соответствии международных документов их объем, наличие на момент прихода количества сточных вод, перекрытие клинкетов и опечатывание судовой печатью, делается расчет на количество экипажа и объема танков, периодичности сдачи сточных вод на судно-сборщик.

    В соответствии национального санитарного законодательства судам с открытой фановой системой заход в порты Украины запрещен.

      Аналогичная ситуация по предупреждению загрязнения моря, наблюдается во всех портах Черноморского бассейна, из чего необходимо сделать следующие выводы:

    ежегодно в Черноморском бассейне принимается около 10 000 судов, из которых около 3 тыс. оборудованы УООСВ, на 50 % судов установки работают с нарушением санитарных норм. При средней стоянке судна 3-5 дней в порту, происходит значительное загрязнение мест водопользования  и те существующие максимальные санкции, которые накладываются на администрацию судов, ни в коей мере не сравнимы с нанесенным ущербом санитарно - эпидемиологической обстановке, экологии и здоровью граждан Украины.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.