Апр 24 2004

ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Опубликовано в 09:40 в категории Проблемы пищ. промышленности

Т.В.Стрикаленко, Н.С.Бадюк

ГП Украинский НИИ медицины транспорта МЗ Украины, г.Одесса

При изучении влияния на здоровье населения антропогенного загрязнения окружающей среды детей, как правило, рассматривают в качестве наиболее чувствительной и чистой модели в силу особенностей обменных процессов растущего организма, однотипности условий жизни, отсутствия профессионального анамнеза и вредных привычек, относительно высокого уровня организации медицинского обслуживания и т.д. Вместе с тем, для здоровья детей имеют значение не только сочетание условий, которые значительно повышают возможность утраты здоровья, возникновения, рецидивирования и прогрессирования болезней, но и факторы, обусловливающие угрозу стойкой задержки психического и физического развития ребенка (т.н. факторы риска) [1-3]. Так, дети в возрасте до 10 лет, по данным [3-5], относятся к наиболее предрасположенным к развитию заболеваний, передаваемых через продукты питания и воду. В Европейском регионе ВОЗ 42% всех пищевых токсикоинфекций у детей связаны с потреблением продуктов питания дома, а еще 9% - с приемом пищи в детских садах и столовых. В странах СНГ (ННГ - «новых независимых государствах») этот показатель в период 1994-1998гг достигал уровня, превышающего 70%. Заболеваемость кампилобактериозом и сальмонеллезом, передающимися через пищевые продукты и воду, достигла эпидемических масштабов.

Важнейшей предпосылкой для поддержания здоровья детей является доступность безопасной питьевой воды (гигиенический аспект проблемы). По данным [5], каждый день в Европейском регионе 268 детей умирают от диареи. Специалисты Европейского регионального бюро ВОЗ констатируют и такие факты: смертность от диарейных заболеваний в ННГ в 45 раз выше соответствующего показателя в странах Европейского Союза. Другие потенциальные последствия для здоровья детей от воздействия остаточных количеств пестицидов и химических соединений, присутствующих в пище и воде, включают нарушения формирования и функционирования иммунологической и эндокринной систем, нейротоксические нарушения, онкозаболевания.

Воздействие на ребенка ряда загрязнителей (свинец, полихлорированные бифенилы, диоксины, метиловая ртуть) пищевых продуктов может привести к нарушениям развития, проявляющимся в виде физических, познавательных, сенсорных и речевых расстройств, в виде сниженной способности к обучению и умственной отсталости. Показатели распространенности этих расстройств в некоторых частях Европейского региона достигают 10% [5]. По данным [4], между странами Центральной и Восточной Европы и ННГ различия по показателю задержки развития у детей дошкольного возраста достигают 55 раз, что позволяет констатировать высокую вероятность его последствий для качества жизни и социального статуса на протяжении всей жизни. Вместе с тем, как свидетельствует опыт, во многих случаях оптимизация таких факторов окружающей среды, как обеспечение достаточного количества чистой воды и пищи, также может оказать серьезное и решающее влияние на последующую жизнь детей, и это должно быть важнейшей задачей как родителей, так и, по-видимому, государственной системы образования [3,6-8].

Наряду с обзором литературы в настоящей работе представлены некоторые материалы собственных исследований, полученных при проведении анкетирования учеников в ряде школ города с целью выяснения эффективности некоторых мероприятий, проводимых с целью оптимизации качества употребляемой школьниками воды и воспитания культуры водопотребления. Предпосылками для выполнения этой работы были результаты ранее проведенных нами исследований [9,10] и материалы экспертизных исследований питьевых вод, расфасованных в емкости и реализуемых в торговой сети.

Сравнительный анализ материалов ранее проведенных опросов взрослого населения (1998-2002гг) и школьников города (2003г) показал, что типы воды, повседневно употребляемой респондентами, достаточно различны, однако причины «неупотребления» ими водопроводной воды в качестве питьевой практически идентичны. Школьники-респонденты употребляют преимущественно дополнительно очищенную водопроводную воду, получая, по-видимому, знания о преимуществах такой воды от родителей и учителей. Более 90% опрошенных детей хотело бы больше знать «о воде», однако получить эти знания из доступной литературы затруднительно в связи с ее отсутствием. Обращает на себя внимание тот факт, что более 80% учеников старших классов положительно оценило оборудование в школах установок для дополнительной очистки водопроводной воды. Считаем важным отметить, что в городе количество жителей-респондентов, выражающих неудовлетворение качеством водопроводной воды, используемой в качестве питьевой, взаимосвязано с количеством водоочистных установок в конкретном районе (рис.)

Рис. Распределение в районах г.Одессы населения (А), жителей, обеспокоенных качеством питьевой воды (Б) и водоочистных установок коллективного пользования (В).

В течение дня употребляют сладкие газированные напитки и чай – около 75% младших школьников и 55% учеников старших классов, а молоко систематически употребляет 53-57% опрошенных учеников. Причем, 15% школьников предпочитают пить только газированные сладкие напитки и чай, тогда как не употребляют их 11% учеников младших классов и 6% старшеклассников. Вместе с тем, по данным специалистов Бирмингемского университета, опубликованным в 2004г, у детей, увлекающихся «газированными сладкими напитками», вероятность развития кариеса повышается на 59-220% (в зависимости от возраста и других факторов – обследовано более 1000 детей в возрасте 12-14лет).

Около 80% школьников младших классов и 62% старшеклассников выпивают в течение дня 8 стаканов (детских) «воды» и более, что соответствует рекомендациям последних лет. Школьники-респонденты, которые не чувствуют усталость в течение дня или устают только к вечеру, в 60% употребляют очищенную питьевую воду. Отмечают усталость и понижение работоспособности уже к средине дня практически половина школьников, употребляющих водопроводную воду, и 23% из тех, кто пьет дополнительно очищенную воду. Отмечена тенденция большего количества хорошо успевающих школьников из числа тех, кто употребляет в течение дня достаточное (8 и более стаканов) количество жидкости, однако эти данные могут быть конкретизированы по завершении исследования. Анализ проблемы усталости школьников, проведенный с учетом употребления детьми первых блюд во время обеда, показал, что при их периодическом употреблении (2-3 раза в неделю) дети устают днем почти в 2 раза чаще против 30% школьников, имеющих систематически полноценный обед.

Расфасованные питьевые воды, употребление которых в настоящее время увеличивается, о чем свидетельствуют и материалы проведенных опросов школьников и взрослых жителей города, по данным наших экспертизных исследований, не всегда соответствуют данным, зафиксированным в технической документации (ТУ) на них. Не обсуждая гипотез о причинах такого несоответствия, считаем возможным отметить, что производители этой воды, представители торговой сети, контролирующих органов и потребители являются жителями одной страны, в которой культура производства и водопотребления еще не достигла уровня развитых стран мира, где качество жизни и культура водопотребления несколько иные. Подтверждают этот вывод приведенные выше данные о взаимосвязи здоровья, в частности, детей, с качеством употребляемых воды и продуктов питания.

Таким образом, анализ данных литературы и некоторые результаты собственных исследований свидетельствуют об актуальности и сложности решения сформулированной проблемы взаимосвязи качества продуктов питания, питьевой воды и здоровья детей. Использование метода субьективной оценки (анкетирования) для получения первичной информации и возможности оценки эффективности проводимых мероприятий по оптимизации как водообеспечения населения, так и информированности жителей города по проблеме, правомочно. Наличие определенных тенденций положительного решения проблемы (по крайней мере, для части населения) оптимизации водообеспечения позволяет считать ее решаемой (в принципе).

Литература

1. Water for People, Water for Life.: Executive Summary of the UN World Water Development Report. – Paris: UNESCO-WWAP, 2002. – 36p.

2. Якубова И.Ш, Максименко Е.О, Поляшова А.С. Оценка риска возникновения повышенной заболеваемости детей в образовательных учреждениях. // Окружающая среда и здоровье человека: Научные труды Международного Экологического Форума. - CD-Rom. - СПб.: СпецЛит, 2003.

3.Лидер С.Р, Голланд В.В. Влияние окружающей среды на заболеваемость и развитие детей // Медицина окружающей среды: Пер. с англ. / Под ред. А.Е.Беннета. – М.: Медицина, 1981. – С.179-200.

4. Здоровье детей и подростков в Европейском регионе ВОЗ. Факты и цифры. – Копенгаген: ЕРБ ВОЗ/02/03, 2003. – 5с.

5. Здоровье детей подвергается риску: основные опасности для здоровья, связанные с воздействием вредных факторов окружающей среды. Факты и цифры. - Копенгаген: ЕРБ ВОЗ/05/03, 2003. – 6с.

6. Food-borne disease: a Focus for Health Education. – Geneva: WHO,1999.

7. Food and Health in Europe: a New Basis for Action. Summary. – Copenhagen: WHO, 2003. – 38P+viii.

8.Корабельников И.В, Маймулов В.Г, Глушкова Л.И. Эколого-гигиеническое воспитание и обучение – неотьемлемая часть системы образования. // Окружающая среда и здоровье человека: Научные труды Международного Экологического Форума.-CD-Rom.-СПб.:СпецЛит,2003

9. Бадюк Н.С., Стрикаленко Т.В. Вода и здоровье: к анализу материалов социологического опроса. // ЭКВАТЭК-2000: Тез.докл. IV междун. конгресса «Вода: экология и технология».-М.:Сибико Инт.,2000.– С.741-742

10. Стрикаленко Т.В, Бадюк Н.С. Питьевая вода и здоровье: новый аспект проблемы // Вода и здоровье-2002: Сб.науч.ст. - Одесса: ОЦНТЭИ, 2002.-С.165-170.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.