Апр 10 2004

СТРАТЕГИЯ ВОЗ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ: ПРОБЛЕМА, ПОДХОДЫ, ДЕЙСТВИЯ

Опубликовано в 13:47 в категории Проблемы пищ. промышленности

Т.В.Стрикаленко

ГП Украинский НИИ медицины транспорта МЗ Украины, г.Одесса

На Международной конференции по проблемам питания в 1992г и на всемирных встречах на высшем уровне по вопросам продовольствия и питания в 1996 и 2002гг подчеркивалось, что доступ к безопасному и здоровому многообразию пищевых продуктов является одним из основных прав человека [1]. Оптимальное снабжение безопасной и питательной пищей является непреложным условием и предпосылкой охраны и укрепления здоровья. Признавая важную роль продуктов питания для сохранения и поддержания здоровья, руководящий орган ВОЗ, каковым является Всемирная Ассамблея здравоохранения, принял в последние годы ряд резолюций в поддержку деятельности по усилению продовольственной политики и стратегии в странах и на международном уровне, в частности:

· В резолюции WHA53.15 (2000г) содержится обращенное к государствам-членам настоятельное требование разработки такой стратегии в области безопасности пищевых продуктов, которая была бы интегрирована с политикой и стратегией в области общественного здравоохранения и питания;

· В резолюциях WHA54.2 (2001г) и WHA55.25 (2002г) по вопросам питания в раннем детском и молодом возрасте содержится настоятельный призыв стимулировать и поощрять грудное вскармливание и усилить контроль за сбытом заменителей грудного молока;

· В резолюции WHA55.11 (2002г) о здоровье и устойчивом развитии содержится обращенное к ВОЗ требование помочь странам разработать соответствующие стратегии политики и выполнения планов, направленных на пропаганду и продвижение устойчивых и благоприятствующих здоровью видов и способов потребления, а

· В резолюции WHA55.23 (2002г) содержится настоятельный призыв к странам-членам разработать национальные планы действий по питанию и физической активности и на ВОЗ возложено поручение разработать глобальную стратегию по вопросам рациона и режима питания, физической активности и здоровья в рамках ее стратегии профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними [2]..

ВОЗ оказывает помощь и содействие по широкому кругу деятельности и мероприятий, связанных с продовольствием, включая установление международных стандартов по торговле продуктами питания через Codex Alimentarius, оценку факторов риска для здоровья и разработку основных рамочных принципов анализа риска, контроль за пищевыми заболеваниями и предоставление технической помощи [3].

В соответствии с резолюцией Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA53.15(2000г), ВОЗ разработала глобальную стратегию безопасности пищевых продуктов, главная цель которой – сокращение медико-санитарного и социального бремени заболеваний, связанных с продуктами питания [2-4]. Планируется, что это будет достигнуто за счет (а) пропаганды и содействия в разработке исходящих из оценки риска, устойчивых, интегрированных систем безопасности пищевых продуктов; (б) разработки научно обоснованных мер для всей продовольственной цепочки, которые не допустят воздействие неприемлемых уровней микробиологических и химических составляющих в продуктах питания и (в) оценки уведомления и управления риском в отношении продуктов питания при сотрудничестве с другими секторами и партнерами. Таким образом, предлагаемая ВОЗ стратегия рассматривает не только мероприятия по безопасности пищевых продуктов, но более широкую концепцию риска на протяжении всей продовольственной цепочки, а также планирует принимать в расчет необходимость стабильных систем по производству продуктов сельского хозяйства во всех регионах мира, изменить ориентацию некоторых из существующих подходов с целью обеспечения их соответствия требованиям, связанным с безопасностью продуктов питания в мире сегодня.

Стратегия ВОЗ включает следующие подходы:

1. укрепление систем эпидемиологического надзора за болезнями пищевого происхождения;

2. улучшение оценки факторов риска;

3. разработка методов для оценки безопасности продуктов, производимых на основе новых технологий;

4. укрепление научно-исследовательской и медико-санитарной роли ВОЗ в Комиссии Codex Alimentarius;

5. укрепление системы информирования и пропаганды в связи с рисками;

6. улучшение международного и национального сотрудничества;

7. укрепление создаваемого потенциала в развивающихся странах.

Между названными подходами существует очевидная взаимосвязь, и общие подходы, типа «информация» и «укрепление создаваемого потенциала», должны рассматриваться не сами по себе, а в качестве важнейших составляющих других специфических подходов, анализ мероприятий по реализации которых представляет для нас особый интерес, ибо Украина, как и другие страны СНГ («новые независимые государства»), относится к «развивающимся» странам .

К мероприятиям, направленным на укрепление систем эпиднадзора за болезнями пищевого происхождения, относятся содействие принятию государствами-членами обязательств по эпидемиологическому надзору в отношении болезней пищевого происхождения и укреплению систем эпиднадзора за болезнями, связанными с пищевыми продуктами (лабораторных и исходящих из эпидемиологии систем), и программ по мониторингу продуктов питания, а также содействие созданию контрольных постов (в развивающихся странах) и разработка и координация глобальных подходов к эпиднадзору за болезнями, причинно связанными с продуктами питания.

Разработка Комиссией Codex Alimentarius международно согласованных структур для анализа риска, служащих основой для определения стандартов для продуктов питания на национальном и международном уровнях и для инициатив по их безопасности, в частности - содействовала обращению особого внимания на адекватность оценки риска. К другим мероприятиям, направленным на решение задач второго подхода (улучшение оценки факторов риска), относятся разработка своевременных соответствующих оценок риска, которые могут быть использованы в качестве базовых как для международных стандартов и руководств, так и для национальных законов в отношении продуктов питания, а также разработка точных комплексных информационных материалов о глобальной ситуации в отношении заболеваний, инициированных продуктами питания, в том числе – в отношении химических компонентов и микроорганизмов в продуктах питания, и эффективное распространение технологий и данных для микробиологической оценки риска между странами.

Подход к разработке методов оценки безопасности продуктов новых технологий, в т.ч. биотехнологий, включает мероприятия по созданию и оптимизации международно согласованных методов и руководств для оценки безопасности новых технологий, определению политики по использованию продуктов питания и их составляющих, полученных на основе генетических модификаций, а также по разработке структуры для оценки, которая должна исходить не только из соображений безопасности, но и учитывать такие факторы, как преимущества для здоровья, воздействие на окружающую среду и социально-экономические последствия.

Укреплению научно-исследовательской и медико-санитарной роли ВОЗ в Комиссии Codex Alimentarius должны способствовать поддержка и активное участие секторов здравоохранения развитых стран в подготовке стандартов, руководств и рекомендаций Кодекса, организация работы в направлении принятия решений Комиссии, исходящих из предпосылки о том, что здоровье потребителей пищевых продуктов нуждается в охране. Для решения той же цели необходимы содействие и привлечение к эффективному участию развивающихся стран в работе Комиссии Codex Alimentarius, а также подробный пересмотр и оптимизация ее работы.

ВОЗ будет и впредь осуществлять роль лидера в вопросах безопасности пищевых продуктов путем разработки стратегии по уведомлению о риске, ибо безопасность продуктов питания рассматривается в качестве приоритета общественного здравоохранения. К мероприятиям, необходимым для реализации пятого подхода, важными представляются также разработка и издание необходимых материалов по безопасности продуктов питания и публикаций по теме, рассчитанных на целевую территорию, разработка форм и методов для поощрения участия, включая ориентацию и оценку результатов уведомления о рисках.

Разнообразные мероприятия по сотрудничеству необходимы для обеспечения безопасности продуктов питания как на национальном, так и международном уровнях. Поэтому планируются, при сотрудничестве с ВТО, содействие государствам-членам в учете связанных со здравоохранением аспектов глобализации торговли продуктами питания, создание международной группы по координации аспектов безопасности продуктов питания, осуществляемых международными учреждениями на уровне стран, и обеспечение эффективной взаимосвязи и координации между учреждениями по вопросам безопасности продуктов питания в государствах-членах ВОЗ.

Для укрепление создаваемого потенциала в развивающихся странах планируются поощрение донорской поддержки в вопросах безопасности продуктов питания как приоритета общественного здравоохранения, разработка региональных стратегий по безопасности пищевых продуктов, основанных на общих вышеназванных элементах и особенностях региональных потребностей, создание сотрудничающих центров ВОЗ, занятых укреплением потенциала, а также обеспечение технической помощи и учебных пособий для инициатив по безопасности в области продуктов питания.

Болезни «пищевого происхождения» в той или иной степени ложатся тяжелым бременем на здоровье практически всего населения в государствах мира. Одновременно, тенденции в области производства, обработки, распределения и приготовления продуктов питания в странах ставят новые проблемы в плане безопасности пищевых продуктов. ВОЗ и ее государства-члены принимают меры в ответ на эти новые проблемы, признавая, что обеспечение безопасности продуктов питания является основной функцией системы общественного здравоохранения [5]. Наиболее значительной из таких мер является резолюции WHA53.15 (2000г), на реализацию задач которой должны быть направлены усилия правительств всех стран.

Литература

1. Food and Health in Europe: a New Basis for Action. Summary. – Copenhagen: WHO, 2003. – 38P+viii.

2. Global Food Safety Strategy: Safer Food for Better Health. – Geneva: WHO, 2002.

3.FAO/WHO Pan-European Conference on Food Safety and Quality. Final Report. -25-28 February 2002, Budapest. – FAO UN, 2002.

4. The First Action Plan for Food and Nutrition Policy, WHO European Region 2000-2005. - Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2000.

5. Глобальная стратегия ВОЗ в области безопасности пищевых продуктов: более безопасная пища ради лучшего здоровья. Резюме. – Женева: ВОЗ, 2003.- 35с.

6. Food-borne disease: a Focus for Health Education. – Geneva: WHO,1999.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.