Авг 02 2006

Целевые государственные и региональные программы в решении вопросов ресурсно-экологической безопасности

Опубликовано в 08:25 в категории Одесский регион

Целевые государственные и региональные программы в решении вопросов ресурсно-экологической безопасности

Н.И. Хумарова  к.э.н.

Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины г. Одесса

Ухудшение современного состояния окружающей природной среды, деградация природно-ресурсного потенциала и обострение экологической ситуации в большинстве регионов Украины вызывает необходимость рассмотрения возможных путей и механизмов обеспечения ресурсно-экологической безопасности (РЭБ), как одной из составляющих национальной безопасности и неотъемлемой части устойчивого развития.

Регулирование процесса обеспечения РЭБ требует усовершенствования государственной политики в сфере рационального природопользования, восстановления и обогащения уже имеющихся механизмов и инструментов ее внедрения, в том числе такого широко используемого инструмента как государственные и региональные целевые программы.

Несмотря на множество недостатков и нереализованность многих из них, программы экологической направленности пока остаются одним из весомых и широко применяемых инструментов осуществления экологической политики государства.

По данным Министерства охраны окружающей среды Украины современная нормативно-законодательная практика насчитывает более 40 общегосударственных, государственных и национальных программ главными целями которых, являет улучшения состояния природно-ресурсного потенциала, обеспечение экологической безопасности и т.п.. На уровне регионов количество этих программ соответственно значительно увеличивается. Например, в 2005 году Одесская государственная администрация проводила мониторинг по выполнению 5 государственных и 87 региональных целевых программ.

Рассмотрим некоторые из программ РЭБ: «Общегосударственная программа охраны и восстановления окружающей среды Азовского и Черного морей» утверждено Законом  Украины от 22.03.2001 № 2333-ІІІ.

Общий плановый объем финансирования этой программы на 2000-2010 гг. утвержден в размере 659,69 млн. грн. в том числе на 2000 – 2005 гг. - 195,1 млн. грн.; 2006-2010 - 460,59 млн. грн. По Одесской области в пределах программы запланирована реализация 11 мероприятий на которые предусмотрено следующее финансирование всего - 83,65 млн. грн.; на период 2000 - 2005гг. - 29,32 млн. грн. и 2006 - 2010 гг. - 54,33 млн. грн.

Программой предусмотрены капиталоемкие мероприятия, реализация которых будут содействовать обеспечению РЭБ морской береговой зоны, в частности: упорядочение водоотведения на объектах жилищно-коммунального хозяйства, мероприятия по ликвидации отрицательного влияния полигонов и свалок твердых бытовых отходов на окружающую среду, а также мероприятия по укреплению берегов морей и лиманов. Состояние реализации программы неудовлетворительное, в том числе наиболее низкой уровень финансирования капиталоемких мероприятий отмечен по Одесской области - 9,2 процента. Одной из причин такого положения является несогласованность в разработке и утверждении в установленном порядке проектно-сметной документации на выполнение работ, что не позволяет включить объекты в план финансирования.

«Общегосударственная программа формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 года» утверждена Законом  Украины от 21.09.2000 № 1989-ІІІ

Реализация программы рассчитана на период 2000 - 2015 гг. общий объем финансирования  мероприятий  по этой программе запланировано в сумме - 43,62 млн. грн. в том числе на период 2000 -2005 гг. - 12,7 млн. грн. и 2005 - 2015 гг. - 30,91 млн. грн.

Финансирование значительного количества мероприятий планируется за счет местных бюджетов и средств исполнителей программы. В соответствии с выполнением этой государственной программы в Одесской области разработана региональная программа по формированию национальной экологической сети, реализация которой тормозится из-за отсутствия финансирования.

Примером целевой комплексной программы социально-экономического развития региона является «Государственная программа комплексного развития Украинского Придунавья на 2004-2010 гг. » утвержденная Постановлением Кабинета Министров Украины от 31.03.2004 №428.

Целью Программы является создание условий для обеспечения устойчивого развития региона, повышение эффективности использования его внутреннего природно-ресурсного и экономического потенциала, уровня жизни населения и решение социально-экономических проблем, таким образом, сформулированная цель полностью отвечает целям обеспечения РЕБ. Необходимо отметить, что задача обеспечения ресурсно-экологической безопасности, помимо этого, выделена еще и отдельным блоком, среди мероприятий которого: сохранение, рациональное использование и восстановления природных ресурсов; улучшение экологической ситуации и повышения экологической безопасности региона; восстановление сети заповедных территорий; обеспечение защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного характера и т.п.

Практика выполнения указанной Программы показывает, что за весь период выполнения, ею предусмотрена реализация 87 мероприятий (49 - центральными органами исполнительной власти и 38 - Одесской облгосадминистрацией), в том числе к выполнению в 2004-2005 годах предполагалось 12 мероприятий, из которых выполнено 8 мероприятий.

Анализ свидетельствует, что из одиннадцати тематических разделов данной Программы практически каждый направлен на улучшение РЕБ, а такие как «водоснабжение и водоотведение» и «решение проблем экологического и техногенного характера» непосредственно улучшают экологию и водные ресурсы региона. Среди наиболее значимых мероприятий Программы такие как: создание многоступенчатой технологии очищения питьевой воды в бассейне г. Дунай; разработка комплексной технологии обессоливания подземных и поверхностных вод Придунайского региона; разработка комплексной технологии глубокой очистки городских сточных вод и другие. Все эти мероприятия, крайне необходимые для обеспечения РЕБ, не финансируются. В тоже время, ведется финансирование и выполнение техногенно-опасных  мероприятий (завершен первый этап строительства глубоководного судного канала Дуна-Черное море). Финансирование мероприятий экологического блока выполняется неудовлетворительно (мало затратные мероприятия фактически финансируются только за средства предприятий исполнителей); выполнение некоторых мероприятий не проводится из-за отсутствия средств.

Следует отметить, что указанная Программа с самого начала имела только ориентировочные объемы финансирования. В Постановлении КМУ, которым она была утверждена, в разделе финансовое обеспечение выполнения Программы отмечалось, что Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Одесская госадминистрация будут осуществлять финансирование мероприятий Программы за счет средств соответствующих бюджетов в пределах ассигнований, которые каждый год будут выделяться им на эти цели, как главным распорядителям средств. В приложении к Программе ориентировочные объемы финансирования предполагались по конкретным мероприятиям, но такая ориентированность привела к неопределенности, безответственности и неконтролируемости. Даже в отчете Министерства экономики к КМ Украины о выполнении программы за 2004-2005гг. отсутствуют конкретные ссылки на запланированные объемы финансирования и практически профинансированные мероприятия, только по отдельным мероприятиям фиксируются объемы освоенных средств, по большинству же только фиксируется отсутствие финансирования. Большинство из мероприятий Программы стоит под угрозой выполнения.

Представляет интерес и «Региональная программа научно-технического и инновационного развития Одесской области в 2004-2007гг.» разработанная в соответствии с Законом Украины «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» № 433-ІV от 16.01.2003г.

Программа предусматривает выполнение мероприятий по восьми большим направлениям, которые направлены на активизацию проведения научно-исследовательских и проектно-технологических разработок в сфере научно-технического и инновационного развития. Практически все направления в той или другой мере предусматривают мероприятия, которые непосредственно оказывают влияние на обеспечение РЕБ, есть в Программе также и отдельное направление охрана и оздоровление человека и окружающей среды. Среди 22 мероприятий этого направления такие важные как: разработка, организация внедрения оборудования и технологии доочистки питьевой воды и обеспечение контроля ее качества; создание и реализация методов определения состояния гидроэкосистем для безопасного и рационального водопользования; отработка биопрепарата «Эконадин» для ликвидации нефтяного загрязнения и прочие. Реализация мероприятий указанной Программы в 2005 году имела неутешительные показатели, как относительно источников, так и объемов финансирования.

Так мероприятия, которые финансировались из госбюджет профинансированы на 1,1%; из областного бюджета средства на выполнение Программы не поступали; инвестиций поступило - на 7,6%; собственных средств предприятий использовано в размере 14,7% запланированных. Таким образом в 2005 году из запланированного общего объема в 107419,0 тыс. грн. на реализацию Программы поступило 8717,8 тыс.грн., что составляет лишь 8,1%.

Выводы. Анализ практики реализации государственных и региональных программ развития, а также их финансового обеспечения свидетельствует, что к основным недостаткам, которые препятствуют эффективному использованию программ как действенного инструмента внедрения экологической политики и обеспечение РЕБ относится следующее:

- отсутствие системного внедрения программно-целевых методов при формировании и реализации целевых программ развития, которое выражается в отсутствии единой методологии формирования целевых программ, в том числе нарушению взаимосвязи между целью, мероприятиями, исполнителями и ресурсами программы;

- большое количество программ, которые имеют приоритетное значение и претендуют на первоочередную реализацию, не отвечает возможностям одновременного изъятия значительных финансовых ресурсов из государственных и региональных бюджетов;

- неупорядоченность регулирования, поступления и использования финансовых ресурсов, а также ограниченность государственного финансирования и нестабильность финансовых поступлений из других источников;

- сведение целевых программ РЭБ в набор имело связанных между собой проектов и мероприятий, формально объединенных по отраслевой или региональной принадлежности;

- несовершенство организационно - экономического механизма выполнения программных мероприятий;

- ненадлежащий уровень контроля, особенно на заключительных этапах реализации целевых программ и разобщенность контролирующих органов территориального и отраслевого управления и еще многое другое.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.