Авг 13 2006

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА  г. ОДЕССА

Опубликовано в 13:36 в категории Одесский регион

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА  г. ОДЕССА

Шинкевич Н.Г., к. г. н., Цымбалюк Л.А.

Украинский научный центр экологи моря, г. Одесса

Загрязнение воздушного бассейна городов является одним из важнейших факторов негативного воздействия на состояние окружающей природной среды.

От качества атмосферного воздуха, являющегося главнейшим ресурсом всего живого на Земле, в значительной степени зависит здоровье населения любой страны.

В последнее время наблюдается увеличение загрязнения окружающей  природной среды больших индустриальных  центров, что поданным Всемирной организации здоровья (ВОЗ) в 40-50 % случаев является причиной заболевания населения. На атмосферный воздух больших городов существенное влияние оказывают промышленные предприятия и автотранспорт.

Антропогенными загрязнениями окружающей природной среды, кроме вредных веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями и всеми видами транспорта, являются также транспортные шумы, ионизирующее и электромагнитное излучение, световое и тепловое влияние. Особенно опасным для человека является радиоактивное излучение.

Одесса, с одной стороны, является крупным портовым и промышленным городом, а с другой – курортно-туристическим центром Украины, В соответствии с первым – формируется большая техногенная нагрузка на воздушный бассейн, в соответствии с другим – предъявляются высокие требования к качеству состояния атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух над городом всегда содержит определенное количество примесей, которые поступают от природных и антропогенных источников. Антропогенное загрязнение определяется разнообразием видов и количеством источников. Выбросы вредных веществ осуществляют, прежде всего, автотранспорт и предприятия теплоэнергетики и промышленности

Самыми распространенными вредными веществами, загрязняющими атмосферный воздух, являются: окись углерода, двуокись серы, сажа, окись и двуокись азота, фенол, формальдегид, фтористый водород и неорганическая пыль.

Измерения состояния загрязнения атмосферного воздуха в г.Одесса осуществляют на 8 контрольно замерных постах (КЗП), которые размещены в разных районах города (рис.1).

Пост N8 расположен в прибрежной зоне моря на Французском бульваре на территории Гидрометеорологического центра Черного и Азовского морей на значительном расстоянии от промышленных предприятий автодорог. Потому значения концентраций загрязняющих веществ, которые измеряются  на этом посту, можно считать фоновым.

Посты №10,15, 17, расположенные в северной и северо-западной частях города (N10 – ул.Черноморского казачества,  N15- Херсонский сквер, N 17 –автовокзал), где находятся основные источники выбросов опасных веществ: нефтеперерабатывающий, цементный, лакокрасочный заводы и др.

Посты № 16,18,19 находятся в тех районах города, где наибольшее движение автотранспорта: перекресток Александровского проспекта и ул.Б.Арнаутской (N16), 1-я ст. Люстдорфской дороги (N19) и ул.Балковская (N18).

Отдельно следует отметить местоположение КЗП N20, который находится на перекрестке Итальянского бульвара и ул. Канатной. Это район, в котором нет промышленных предприятий, но на этих улицах наблюдается большое движение автотранспорта, особенно в час пик. Правда, пост расположен на некотором расстоянии (около 30 м) от автодорог и в зеленой зоне.

Чтобы оценить степень загрязнения атмосферы,  измеренные концентрации загрязняющих веществ нормируются на санитарно-гигиенический норматив (предельно-допустимую концентрацию - ПДК). Нормированные характеристики загрязнения атмосферы иногда называют индексом загрязнения атмосферы (ИЗА).

Индекс загрязнения атмосферы, основан на положениях, в соответствии с которыми опасность действия на здоровье человека вредного вещества в атмосфере может быть оценена из соотношений между ПДК для воздуха населенных городов и ПДК производственных помещений.

На уровне ПДК все вредные вещества характеризуются одинаковым влиянием на человека, а по мере увеличения превышения ПДК их вредность возрастает с различной скоростью, которая зависит от класса опасности вещества.

Эта скорость может быть определена по значению отношения ПДК для атмосферного воздуха населенных мест к ПДК для производственных помещений. Средние значения этих отношений получены для четырех классов опасности вредных веществ. Зная эти отношения, можно уровни загрязнения атмосферы различными веществами привести к уровню загрязнения одним каким-либо веществом.

Для оценки степени загрязнения атмосферы использованы ИЗА рассчитанные по измеренным концентрациям на 8 контрольно-замерных постах за 2003-2004 г.г. для различных примесей.

Районы, которые прилегают к морю (Французский и Итальянский бульвары-посты № 8, 20) являются наиболее чистыми. В других районах города – наибольший вклад составляют пыль и двуокись азота независимо от того, где расположен КЗП – в промышленной зоне (посты №10, 15, 18) или в местах развязки автомобильных потоков (посты №16, 17, 19). При этом ИЗА пыли колеблется от 0,9 до 1,95, а ИЗА двуокиси азота – от 1.58 до 2.09. Но наибольшие значения ИЗА этих веществ отмечены на тех постах, которые расположены вблизи транспортных магистралей. Это позволяет сделать вывод о том, что основными загрязнителем является автотранспорт.

В течение года наибольшие значения ИЗА пыли наблюдаются (июнь-август) и достигают по отдельным постам значений 2,51-2,97, зимой же (декабрь-февраль) они составляют в среднем по городу  1,51.

Анализ годовой изменчивости ИЗА фтористого водорода, для трех КЗП (№10, 17, 18), расположенных вблизи промышленных предприятий, показывает почти одинаковые значения: 1,99-2,27, так как основным источником его поступления в атмосферу является промышленность. В годовом ходе наибольшие концентрации фтористого водорода наблюдались  летом (июнь-август), а наименьшие - зимой (февраль).

Индекс загрязнения фенола наибольшие значения в течение года имел на КЗП № 10, 15. Эти посты также находятся в промышленной зоне вблизи нефтеперерабатывающего завода. Анализ данных не показал выраженного годового хода, что еще раз подтверждает преимущественное влияние промышленных выбросов.

Относительно сажи можно сказать, что ее определяют на 6 контрольно-замерных постах. Наибольшие значения ИЗА наблюдаются с ноября по апрель, т.е в отопительный сезон. Это обусловлено тем, что источником поступления этого ингредиента являются  ТЭЦ и котельные. Вклад транспорта  значительно меньше и в течение года почти не меняется.

Загрязнение воздуха формальдегидом чаще наблюдается в районах развязки автомобильных потоков (1-я ст.Люстдорфской дороги, ул. Балковская-Мельницкая, автовокзал). Наибольшие значения ИЗА приходятся на август-сентябрь, минимальные - на апрель.

На территории Украины используется комплексный ИЗА, при котором уровни загрязнения воздуха различными веществами приведены к загрязнению сернистым газом.

Комплексный ИЗА, является очень удобным показателем для определения районов города с наибольшим уровнем загрязнения и определения ЗВ, которые вносят   наибольший вклад в уровень загрязнения атмосферного  воздуха города. При этом необходимо помнить, что комплексный ИЗА является показателем загрязнения атмосферы суммой веществ. При сравнении комплексных ИЗА необходимо использовать их с одинаковым видом и числом примесей [1,2].

Рассмотрены комплексные ИЗА для четырех основных примесей, которые наблюдаются на всех постах: пыль,  двуокись серы, окись углерода, двуокись азота [3].

Анализ ИЗА (рис.1) показал, что вклад в загрязнение атмосферы каждой из 4 примесей оказался разным. Районы, которые прилегают к морю (Французский и Итальянский бульвары – посты 8, 20)  являются наиболее чистыми. В других районах - наибольший вклад вносит пыль и двуокись азота независимо от того, где расположены эти КЗП – в промышленной зоне  (посты 10, 15, 18), или в местах развязки автомобильных потоков (посты 16, 17, 19).

Анализ комплексного ИЗА, рассчитанного по 5 примесям (пыль, двуокись серы, окись углерода, двуокись азота и формальдегид) на КЗП № 10, 17, 18, 19 показал те же самые закономерности. Наибольшие значения получены на постах 17, 18 и равны  14,16 – 14,52, т.е. существенный вклад в загрязнение атмосферы этой примесью вносит автотранспорт. Самые большие значения ИЗА при этом наблюдались в холодный период года (январь-февраль, ноябрь-декабрь) и колебались от 14,72 до 16,29.

Анализ комплексного ИЗА, в состав которого вошел фтористый водород показал, что его значения не существенно разнятся в зависимости от месторасположения пункта измерений. Так, на КЗП N10 (район улицы  Черноморского казачества) значения ИЗА колебались около 8,43, а на постах № 17 (автовокзал) и №18 (ул.Балковская) - 8,21-8,46 соответственно.

Анализ загрязнения атмосферного воздуха г. Одессы показал, что уровень загрязнения воздушного бассейна в нем превышает санитарно-гигиенические нормы. Таким образом, ключевыми  проблемами обеспечения экологической безопасности промышленного города является защита атмосферного воздуха от загрязнения вредными примесями.

Для улучшения ситуации необходимо срочно принять меры, которые, с одной стороны, были бы направлены на уменьшение выбросов предприятиями и автотранспортом, а с другой – на увеличение количества многолетних зеленых растений, которые способствуют очищению атмосферы.

В 2004 году Украинским научным центром экологии моря совместно с Одесским государственным экологическим университетом и Гидрометцентром Черного и Азовского морей в рамках проведения ”Года    здоровья” в соответствии с распоряжением Председателя Горсовета от 01.09.04 N1176-01 была разработана Программа “Чистый воздух г. Одессы“. В этой Программе разработаны и представлены мероприятия по улучшению экологического состояния воздушного бассейна  города.

Они направлены на внедрение на предприятиях экологического менеджмента, оптимизацию системы мониторинга состояния атмосферного воздуха, усовершенствование государственного, административного и общественного контроля за охраной природной среды и рациональное природопользование.

Одной из важнейших задач по улучшению качества атмосферного воздуха г. Одессы  является усовершенствование системы мониторинга (оптимизация сети наблюдений, увеличение числа измеряемых примесей).

Вопрос оптимизации сети постов наблюдений возникла в связи с тем, что город растет, особенно его “спальные“ районы (Таирова, Черемушки и Котовского), где нет ни одного поста наблюдений.

Другой задачей является улучшение качества ведомственного контроля за счет установления автоматизированных систем наблюдений на наиболее крупных источниках загрязнения (предприятиях). Кроме того, необходимо улучшение системы государственного контроля за нормативами выбросов и их регулированием [4].

Необходимо уделять внимание улучшению планирования всех функциональных зон города (промышленной, селитебной - предназначенной для жизни, транспортной, санитарно-защитной, зон отдыха и др.) с учетом инфраструктуры промышленности, транспорта и дорожного движения, разработку решений по рациональному землепользованию и застройки территорий, сохранения природных ландшафтов, озеленению и благоустройству.

Озеленение территорий вдоль автодорог будет способствовать уменьшению концентрации загрязняющих веществ в воздухе, а также уменьшению шума, который создает автотранспорт.

Все перечисленные мероприятия могут реализовываться независимо друг от друга, чем позволит достичь определенных результатов. Комплексное их внедрение обеспечивает наибольший эффект.

Литература

1. Безуглая Э.Ю. Мониторинг состояния загрязнения атмосферы в городах. – Л.: Гидрометеоиздат, 1986, 200 с.

2. Рекомендации по расчету и использованию комплексного индекса загрязнения атмосферы / Под. ред. В.Ф.Гриценко. – К.: Укр ЦРКЗПС, 1989, 5 с.

3. Звіт про науково-дослідну роботу „Оцінка стану забруднення атмосферного повітря міста Одеси”. Українського наукового центру екології моря / Під. ред. Лоєвій І.Д. – Рукопись. 2004 г.

4. Екологічне законодавство України. Збірник нормативних актів та судової практики. Під ред. Погрібного О.О. Х.: ТОВ „Одіссей”, 2002. – 928 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.