Июл 28 2006

Проблема экологического образования специалистов морехозяйственного комплекса Украины

Опубликовано в 00:50 в категории Одесский регион

проблема экологического образования специалистов морехозяйственного комплекса украины

Шарапов В.В.- к.т.н., заведующий кафедрой ТМ и БМТ, профессор ИПО ВТ, член-корреспондент МАНЭБ

Институт последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта

Прежде чем раскрыть суть проблемы экологического образования необходимо дать информацию об основах государственной морской политики Украины.

Как известно после распада СССР Украина получила возможность самостоятельно использовать весь природно-ресурсный потенциал морской отрасли, который она унаследовала от Минморфлота.

Не забудем, что Украина на период обретения независимости стала владельцем 30% тоннажа бывшего морского торгового флота и 25% основных производственных фондов Минморфлота и Министерства судостроения бывшего СССР.

Украина получила большой промысловый флот, судоремонтную базу и другие объекты морехозяйственного комплекса.

Однако в первые годы провозглашения независимости вопросы организации управления морехозяйственным комплексом выпали из поля зрения государственной власти. «Наверху» надеялись, что отраслевая дисциплина и организованность, присущая морским структурам, объединит отрасль.

Такой подход оказался неверным. В результате наступила дезорганизация и разрыв хозяйственных технологических связей предприятий морехозяйственного комплекса.

Произошло резкое снижение финансового взноса морехозяйственного комплекса в экономику Украины.

Выход оставался один – это разработка «Программы рекреации и дальнейшего развития отрасли». Как известно существуют семь принципов рекреации (восстановления) жизнедеятельности отрасли. К ним относятся:

1. Принцип стабилизации и развития народного хозяйства.

2. Принцип объединения разрозненных морехозяйственных структур в единую систему «Морехозяйственный комплекс Украины»

3. Принцип научного обоснования развития морехозяйственного комплекса.

4. Принцип активной пропаганды.

5. Принцип безусловной экологической безопасности объектов морехозяйственного комплекса и морских технологий.

6. Принцип стратегической ориентации, т.е. планирования долгосрочных программ развития морехозяйственного комплекса на современной правовой основе.

7. Принцип интеллектуальной поддержки, т.е. создания целенаправленной системы обучения разных уровней, в т.ч. последипломного образования и повышения квалификации.

Вот здесь –то в рамках принципа интеллектуальной поддержки мы и переходим к проблеме экологического образования, как составной части государственной политики восстановления морехозяйственного комплекса.

Образовательный "модуль – проект" по экологии показан на рисунке 1.

На схеме видно, что модуль включает три уровня образования.

Первый уровень это обязательная первичная подготовка будущих специалистов (всех специальностей) в высших и средних учебных заведениях. Возможна и узкая специализация.

Второй уровень это переподготовка специалистов.

Третий уровень это повышение квалификации.

Наш Институт занимается повышением квалификации, поэтому следует несколько подробнее рассказать о нашем видении экологического образования в части повышения квалификации.

Существуют четыре типа (вида) повышения квалификации (рисунок 2).

Первый тип это уровень 1 рассчитанный на руководство высшего ранга, т.е. на лиц, которые реализуют экологическую политику.

Второй тип это уровень «всеобуча» для всех без исключения категорий специалистов.

Третий тип предназначен для уровня исполнителей, несущих непосредственную ответственность на производстве за внедрение конкретных экологических мероприятий и внедрения технологических процессов, потенциально опасных с точки зрения экологии и жизнедеятельности производственных объектов.

Четвертый тип это уровень, рассчитанный на специальную подготовку аудиторов внутренних проверок предприятия по экологическим вопросам.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что Международный стандарт ІSO14004 в разделе «знания и подготовка» гласит: «Знания и умения необходимые для достижения экологических целей, должны учитываться в процессе оценки компетентности повышения квалификации при приеме на работу специалистов».

Таким образом, в самом ближайшем будущем компетентности морских специалистов в области экологии вообще и экологического менеджмента в частности, а также в вопросах достижения высокого уровня экологической безопасности предприятия, создания экологически чистых технологий производства работ будет отдан приоритет.

В мировой практике морского образования существуют различные модели учебных образовательных курсов по экологии. Они преследуют решение очень важной проблемы, а именно: развития у специалистов морехозяйственного комплекса промышленности и транспорта широкого и глубокого экономико-экологического мышления.

Схема достижения специалистами высокого уровня экономико-экологического мышления показана на рисунке 3.

Модель учебных образовательных курсов по экологии представлена нами в виде блок-схемы на рисунке 4. Она не может претендовать на универсальность. Однако, в своей деятельности мы ее используем для создания учебных курсов по различным направлениям активной пропаганды экологических знаний.

Итак, имеются согласно блок-схемы (рис. 4), десять обучающих модулей. Их наименования перечислены ниже.

Блок 1. Введение в проблему.

Блок 2. Национальная ситуация по экологии.

Блок 3. Развитие национальной стратегии в области экологического менеджмента.

Блок 4. Региональное, межрегиональное и международное сотрудничество в области экологии.

Блок 5. Планы и прогнозы развития экологического обеспечения отдельных объектов предприятия.

Блок 6. Планы и прогнозы развития системы экологического обеспечения предприятия в целом.

Блок 7. Отчетная документация в системе экологического обеспечения.

Блок 8. Согласование, надзор и производственная дисциплина в системе экологического обеспечения.

Блок 9. Взаимодействие системы экологического обеспечения предприятия с аналогичными системами смежных предприятий других отраслей.

Блок 10. Поддержание параметров системы экологического обеспечения после ее внедрения.

В целом модель учебных образовательных курсов по экологии будет успешно функционировать при соблюдении четырех условий:

- наличия справочно-информационного и нормативно-технического материала;

- наличия контингента обучаемых и сформированного рынка образовательных услуг в области экологии;

- наличия высокопрофессионального корпуса лекторов;

- наличия методических и организационных возможностей проведения учебного процесса (аудиторной, тренинговой базы, научно-исследовательской документации, компьютерных программ, учебно-тематических планов и т.д.)

МОДУЛЬ УЧЕБНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ ПО ЭКОЛОГИИ

Рис. 4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНІЙ МОДУЛЬ – ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ

Рис 1

УРОВЕНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Тип, повышения квалификации

Аудитория, должностной уровень специалистов

Цель

I. Повышение уровня осмысления стратегической важности экологического управления (менеджмента) производством

Руководство высшего ранга

Достижение обязательств и согласованности интересов производства и экологической политики в целом

II. Повышение уровня общего экологического познания

Все работники

Достижение обязательств относительно экологической политики предприятия

III. Повышение мастерства на с учетом требований экологически чистых технологий

Работники предприятия, наделенные правами и непосредственно несущие экологическую ответственность

Улучшение показателей в конкретных сферах производственной деятельности

IV. Специальная подготовка внутренних аудитов

Работники служб ООС

Создание системы экологического аудита

Рис. 2

РИС № 3

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.