Авг 19 2006

Предпосылки к внедрению процедур экоаудита на региональном уровне

Опубликовано в 19:35 в категории Одесский регион

Предпосылки к внедрению процедур экоаудита на региональном уровне

Галушкина Т.П., д.э.н., Костецкая Е.О., аспирантка

Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, г.Одесса

Введение в действие в 2004 году Закона Украины «Об экологическом аудите» положило начало новой области деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды и соблюдения норм экологической безопасности [1]. Однако, главное отличие национального экологического аудита от «американской и европейской» модели заключается в том, что в развитых странах процедуры экоаудита осознаны и востребованы, кроме того в них заинтересованы различные как частные финансовые так и государственные институты. [2]

За рубежом экологическое аудирование проводится на уровне:

¨ государственных структур;

¨ транснациональных корпораций;

¨ отрасли;

¨ территории;

¨ муниципального образования;

¨ предприятия.

Такое многообразие форм приведено в систему и законодательно урегулировано. Экологический аудит за рубежом, независимо от вида, понимается и принимается как высокоразвитый инструмент управления и преследует такие цели, как: оказание помощи деловым кругам; повышение конкурентоспособности предприятия на мировом рынке; снижение рисков; увеличение эффективности природоохранной деятельности; повышение инвестиционной привлекательности экономического субъекта; проверка безопасности производства; установление проблем в области охраны здоровья; раннее выявление экологических правонарушений.

Как свидетельствует анализ, в группе экономических факторов наибольшим стимулом оптимизации природоохранной деятельности является желание привлечь национальные и, особенно, международные инвестиции. Большинство инвесторов, как правило , требует обязательного проведения экологического аудита. В первую очередь это требование относится к инвестициям, осуществляемым через Европейский банк реконструкии и развития и Международный банк реконструкии и развития. Полученное аудиторское заключение влияет на окончательное решение банка об инвестировании проекта.

Получение положительного аудиторского заключения требует от организации, собирающейся получить западные инвестиции, значительной предварительной подготовки и активной деятельности в экологической сфере.

В Украине же, согласно существующему законодательству, экологический аудит предлагается реализовать в основном в форме инструмента контроля за природоохранным законодательством, который, в конечном итоге не приносит выгоды предприятиям, хотя именно он способен разработать и обосновать разумную корпоративную стратегию предприятия,  позволяющую снизить риск развития острых экологических проблем.

Одной из разновидностей понимания экологического аудита как вида экологического контроля является экологический аудит территорий. Поэтому, по распоряжению органов государственной власти и при имеющихся на то основаниях речь должна идти об обязательных процедурах комплексного экологического аудита. Однако, как свидетельствует существующий опыт, в в Украине мало уделяется внимания реализации именно этого вида экоаудита.

Отсутствует и соответствующая законодательная база. Поэтому резонно говорить о дополнениях к природоохранному Законодательству, а также разработке региональной Программы внедрения экологического аудита. Это позволит значительно ослабить негативное влияние на окружающую среду и повысить эффективность природоохранных мероприятий.

Исследования экологической ситуации в регионе свидетельствуют о критической ситуации в этой плоскости. Обоснованием этому служит анализ исходных статистических данных.

Литература

1. Закон України „Про екологічний аудит”, 2004 г.

2. Сергеева Т.В. Экологический аудит: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. – 207 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.