Авг 27 2006

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Опубликовано в 14:49 в категории Одесский регион

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

Очеретяный Ю.А.

ОДЕССКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  им.А.Соляника

Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отхо­
дами — важная составная часть общей проблемы охраны окру-
жающей среды. Каждое судно в отдельности и
весь флот в целом всегда является потенциальным ис­
точником загрязнения водоемов, так как любое рыболовное судно, по сути, — это перемещаемый по водоему комплекс производствен­
ного предприятия, и населенного пункта.

При эксплуатации судов происходит загрязнение сточными и льяльными водами, сухим мусором, пищевыми отходами, а также нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков и т. п. Особенно быстро загрязняются реки и озера. Охрана их чистоты требует большего внимания, чем океанов и морей. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах наибольшего скопления судов, в речных и морских портах Украины.

Наряду с этим большой вред окружающей среде наносят отработавшие газы дизелей, в которых содержатся сажа и компоненты неполного сгорания топлива. Накоплен опыт по созда­нию и эксплуатации специальных судовых устройств по уничто­жению различных видов отходов. Причем указанный опыт рас­пространяется на эксплуатацию судов как в морских условиях, так и на внутренних водоемах, где к ним предъявляются повы­шенные требования.

Большое внимание уделяется предотвращению и ликвидации разливов нефтепродуктов с судов, специальным техническим средствам удаления их с водной поверхности, все более острой становится еще одна проблема—снижение вредных выбросов с отработавшими газами энергоустановок.         Наметившаяся тен­денция использования тяжелого топлива на водном транспорте привела к тому, что судовые ДВС стали работать на топливах ухудшенного качества. Кроме прочих неблагоприятных показа­телей качества утяжеленных и тяжелых топлив нужно отметить повышенное содержание в них серы (в 35 раз). Это значит, что в составе отработавших газов существенно повышается содер­жание серного и сернистого ангидрида, т. е. потенциальных кис-лотосодержащих продуктов, влияние которых резко отрица­тельно сказывается на окружающей среде. С другой стороны, тяжелые топлива в современных дизелях без специально прове­денных мероприятий сгорают не полностью, следовательно, дымность отработавших газов возрастает в несколько раз по сравнению с работой дизелей на стандартном дизельном топ­ливе.

Огромная масса вод Мирового океана формирует климат планеты, служит источником атмосферных осадков. Более половины кислорода поступает в атмосферу из океана, и он же регулирует содержание углекислоты в атмосфере, так как способен поглощать ее избыток, в Мировом океане ежегодно вылавливается 85 млн. т. рыбы.

Последние десятилетия знаменуются усилением антропогенных воздействий на морские экосистемы в результате загрязнения морей и океанов. Распространение многих загрязняющих веществ приобрело локальный, региональный и даже глобальный масштабы. Поэтому загрязнение морей, океанов стало важнейшей международной проблемой, а необходимость охраны морской среды от загрязнений диктуется требованиями рационального использования природных ресурсов. Никто не будет оспаривать целесообразность охраны океана и развитой в нем жизни от вреда, который могут нанести выбросы судовых отходов. Чтобы поддерживать приемлемый уровень качества морских вод, надо рассмотреть основные виды вероятных загрязнителей, образующихся в результате эксплуатации судов морского флота . Сброс с барж в открытом море - средство избавления от грунтов, вынутых в процессе землечерпательных работ (при углублении проходов для судов), фекалий, химических отходов. Термическое (тепловое) загрязнение представлено нагретой водой прибрежных тепловых электростанций, а так же холодной водой, поступающей с причалов, где разгружаются суда-газовозы. Кроме того, с судов сбрасывают мусор, а также балластную воду, содержащую нефть.

Нефть, выливающаяся из танкеров в результате морских катастроф и фонтанирующая при подводном бурении, образует особый вид загрязнителя.

Одним из эффективных способов уменьшения объемов скап­ливающихся судовых сточных вод (СВ) является вакуумная фановая система. При этом в трубопроводах фановой системы поддерживается разрежение, за счет которого можно снизить расход воды на разовый смыв одного унитаза до

 1… 1,5 л (при обычной схеме расходуется до 10 л на 1 смыв). Однако широкого распростра­нения вакуумная фановая система пока не получила, так как при ее эксплуатации судовые механики сталкиваются с такими трудностями, как поддержание необходимого разрежения, де­фицит запасных частей специальной арматуры и т. п.

Большее внимание уделяется способу обработки СВ непо­средственно на судне до такого состояния, когда последующий сброс не приносит заметного ущерба водоему. Для этого ис­пользуется принципиально новое судовое оборудование — уста­новки для очистки и обеззараживания сточных вод (ООСВ).

Таким образом, в настоящее время существуют следующие способы удаления СВ с судов:

— накопление в сборных цистернах с последующим сбро­
сом в разрешенных районах (следует ожидать, что данный спо­
соб со временем будет запрещен);

— накопление в сборных цистернах с последующей переда­
чей на.специальные приемные сооружения;

— обработка в установках ООСВ с последующим сбросом
очищенной и обеззараженной воды.

Удаление  нефтесодержащих вод( НВ) с судов с помощью судов-сборщиков, которые принимают нефтесодержащие воды в накопительные цистерны, а затем транспортируют на плавучие очистные станции, явля­ется самым распространенным способом. С этой целью используют суда-сборщики и плавучие станции различ­ных проектов. В наиболее известных проектах плавучих стан­ций предусмотрены следующие технологические процессы: ва­куумный прием НВ со сдающих судов, предварительное отде­ление нефтепродуктов в каскадных отстойниках, флотация, доочистка в специальных фильтрах.

     Судовой дизель, вырабатывая  механическую энергию за счет окисления топлива  воздухом,  в процессе работы осуществляет не­прерывный   тепломассообмен   с   окружающей   атмосферой. Он вбирает воздух и потребляет топливо, затем выбрасывает отра­ботавшие газы, состоящие из части воздуха и продуктов окисле­ния топлива. Таким образом, воздух, поступающий в цилиндр дизеля, совершает определенный термодинамический цикл, претерпевая  при  этом  химические  изменения,  в   результате   чего превращается в сложную   газовую   смесь   с   множеством компонентов. Четыре компонента N2, О2, СО2 и Н2О составляют свыше 99.. .99,9 %   объема газа, остальные 0,1…1,0%  объема составляют примеси, угрожающие окружающей среде.

Добавление к топливу воды открывает широкие возможности использования различных улучшающих свойства топлива при­садок. В добавляемую к топливу воду можно вводить химиче­ские вещества и получать многофункциональные водораствори­мые присадки, использование которых в совокупности с при­садками к топливу позволит существенно раздвинуть границы применения тяжелых топлив в судовых дизелях. При этом снижается дымность на 45-50%.

Таким образом, на основе санитарно-гигиенических и эпиде­миологических исследований разработаны критерии дифферен­циальной оценки степени опасности содержания химических ве­ществ в атмосфере. Проведенная классификация состояния воз­душного бассейна доказывает научную обоснованность меро­приятий по защите атмосферы от загрязнения вредными вы­бросами, в том числе при неблагоприятных метеорологических условиях.

1. Адамсон А.  Физическая  химия  поверхности.  М.:  Мир,   1979.  568 с.

2. Астахов И. В. Подача и распыливание топлива в дизелях. М.: Машиностроение, 1972. 327 с.

3. Вабенкое Е. Д. Очистка воды коагулянтами. М.: Наука, 1977, 355 с.

4. Барац В. А., Николаев М. В., Эльпинер Л. Я. Водоснабжение судов речного флота. М.: Транспорт, 1974. 141 с.

5. Барлтроп Дж., Койл Дж. Возбужденные состояния в органической хи­мии. М.: Мир, 1978. 446 с.

6. Безуглая Э. Ю. Метеорологический потенциал и климатические особен­ ности загрязнения воздуха городов. Л.:  Гидрометеоиздат,  1980. 284 с.

7.       Битколов  Н.  3.  Жидкостные нейтрализаторы  дизельного   выхлопа//Токсичность двигателей внутреннего сгорания и пути се уменьшения .М.: Ма­шиностроение, 1966. С. 229—265.

8.      Брусельницкий Ю. М. Судовые устройства для очистки трюмобалластных вод от нефтепродуктов. Л.: Судостроение, 1966. 201 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.