Авг 26 2006

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ Iso14000 И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В УКРАИНЕ

Опубликовано в 15:24 в категории Одесский регион

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ISO14000 И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В УКРАИНЕ

Барков Д.И..Беляева Е.Л.

Последние десятилетия характеризуются всеобщим вниманием к экологическим проблемам. Однако результаты поисков в этом направлении еще недостаточны, а последствия в ряде областей человеческой деятельности катастрофические. Одной из важнейших причин малоэффективного природопользования при производственной деятельности, является отсутствие глобальных моделей управления экологическими процессами, слабая проработанность методологии создания и развития систем производственно-хозяйственной экологии. Такая методология должна строиться на основе системного подхода. Ответственной при этом является роль государства. На конференции глав государств, входящих в ООН, (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) впервые было сформулировано понятие “экологического менеджмента материальных потоков” как целенаправленной ответственной, целостной и эффективной организации потока материалов для производства определенного продукта с привлечением всех участников производственной цепи. Разработаны инструменты экологического менеджмента (касающиеся каждого участника) трех уровней: общественно-государственный, государственно-административный и производственный.

На первом этапе экологического управления выявляются проблемы, обусловленные воздействием производств на окружающую среду. Эти проблемы выявляются государственными природоохранными службами, а также научными организациями, общественными объединениями. Их роль высока, а доступ к информации о состоянии природной среды закреплен законодательно. Роль общественного фактора в решении экологических проблем в Украине пока незначительна. Общественное экологическое движение находится в зачаточном состоянии, а накопленный опыт недостаточен.
На втором этапе природоохранного управления оценивается риск от загрязнения окружающей среды для здоровья населения. Оценка производится двумя путями: использование фактической базы данных о

концентрациях вредных веществ в зонах обитания, и изучение (по клиническим показаниям) их воздействия на здоровье всего населения в целом.
Третий этап посвящен управлению риском, оценка которого произведена на втором этапе. Он включает два аспекта:
применение стандартов качества окружающей среды;
разработка общегосударственных, региональных и городских планов защиты окружающей природной среды. Стандарты качества направлены, прежде всего, на нормирование концентрации вредных веществ в окружающей среде. В различных странах они содержательно отличаются, однако в современных условиях наблюдается тенденция к их унификации. В европейских стандартах различают показатели и величины, к которым нужно стремиться, т.е. достаточные цели, которые рассматриваются в качестве желательного уровня состояния окружающей среды. Особенностью разработки стандартов является учет технологических возможностей их достижения, экономические и политические условия в данной стране. Это обусловлено тем, что обеспечение требований любого стандарта — задача технически сложная и дорогостоящая. В стандарте можно поставить жесткие рамки показателей, но выполнить их окажется весьма затруднительно.
В Украине действовали нормативы на качество окружающей среды, которые были разработаны еще в СССР. контроль исполнения нормативов в стране слабый, а штрафы за нарушение — низкие. Для предприятия удобнее нарушать, чем выполнять нормативы, поэтому одним из основополагающих мер экологического управления в Украине, должен стать процесс пересмотра существующих стандартов на качество окружающей среды.

Учитывая решения конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Международная организация по стандартизации (ISO) организовала технический комитет 207 (ТК207), который действует в настоящее время под эгидой Совета стандартизации Канады. В комитете состоит более 60 стран, в их числе Украина и Россия, входящие в его состав на правах действующих членов. ТК 207 было поручено разработать стандарты качества новой серии ISO 14000, которые (в отличие от серии ISO 9000) учитывают способ производства продукции. В их основу положены британские стандарты BS 7750 — первые экологические нормы, разработанные в 1991 г., и Европейские стандарты, вступившие в действие в 1995 г.

Стандарты ISO 14000 помогут всем предприятиям — производителям решать экологические проблемы на систематической основе, способствуя тем самым улучшению экологических показателей. Они будут охватывать все аспекты деятельности компаний в области управления природопользованием, в том числе: вопросы экологического аудита, определения экологических показателей, удовлетворения претензий, предъявляемых к их продукции способов проведения ими анализа жизненного цикла продукции, составления форм, содержащих экологическую информацию для представления государственным учреждениям и населению. Второй аспект третьего этапа системы экологического управления связан с разработкой общегосударственных, региональных и городских планов уменьшения загрязнения окружающей среды. Успех такой разработки зависит от рассмотренной выше оптимизации стандартов качества окружающей среды. Примером межгосударственной программы являются директивы по охране окружающей среды, принятые в странах Европейского Союза. Соблюдение этих директив обязательно во всех странах ЕС.
Требуется приведение системы управления охраной окружающей среды Украины в соответствии с практикой экологического управления промышленно развитых стран. Это позволит добиться существенного прогресса в улучшении качества среды обитания в нашей стране.

[Канд. техн. наук Е.Л.Беляева (ДонГТУ) "Проблемы экологии"]

          

На сегодняшний день на Украине действуют следующие стандарты качества, включающие экологические нормы:

ДСТУ ISO 14001-2006 Системи екологічного управління. Вимоги та настанови щодо застосування

ДСТУ-Н 43406:2001 Настанови щодо внесення екологічних вимог до стандартів на продукцію

ДСТУ ISO 14020:2003 Екологічні марковання та декларації. Загальні принципи

ДСТУ ISO 14021-2002 Екологічні марковання та декларації. Екологічні самодекларації. (Екологічне маркування типу ІІ)

ДСТУ ISO 14024:2002 Екологічні марковання та декларації. Екологічне маркування типу І. Принципи та методи.

ДСТУ ISO/TR 14025:2002 Екологічні марковання та декларації. Екологічне маркування типу ІІІ. Принципи та методи.

ДСТУ ISO 14004-97 Системи управління навколишнім середовищем. Загальні настанови щодо принципів управління та засобів забезпечення

ДСТУ ISO 19011:2003 Настанови щодо здійснення аудитів систем управління якістю і (або) екологічного аудиту

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.