Авг 12 2006

Экологические проблемы атмосферы, загрязнение воздуха

Опубликовано в 01:42 в категории Одесский регион

СОСТОЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА г. ОДЕССЫ

 

Слободян Е.А.

 

Управление экологической безопасности

Одесского городского совета

г. Одесса

При оценке экологической ситуации в г. Одессе, стоит учитывать, что в силу своего исторического развития — город является не только курортным, но и значительным промышленным, транспортным центром юга Украины. Функционирование на его территории значительных предприятий и транспорта создает серьёзную антропогенную нагрузку на окружающую природную среду, вызывая в ряде случаев ее сверхнормативное загрязнение.

Именно поэтому, научные исследования в области регулирования выбросов стационарных и передвижных источников загрязнения воздушного бассейна города, с учётом правовых и нормативных аспектов является актуальной проблемой.

По данным облстатуправления за 2004 год общий объём выбросов в атмосферу в г. Одессе составил 66,13 тыс. тонн. Основными компонентами этих выбросов являются оксид углерода – 42,859 тыс. т., оксид азота – 7,773 тыс. т., диоксид серы – 1,992 тыс. т., углеводороды – 8,948 тыс. т., прочие – 4,56 тыс. т.

В последние несколько лет наблюдается процесс увеличения выбросов от стационарных источников. Например, в 2004 году в воздушный бассейн города поступило около 9877,714 тонн вредных веществ, в сравние с 2003 годом (7,685 тысяч тонн) объемы выбросов выросли.

Таким образом, четкая тенденция относительно уменьшения загрязнения атмосферного воздуха от стационарных источников, характерна для последнего десятилетия и связанна с общим спадом промышленной деятельности уже не прослеживается. Напротив, постепенное наращивание объемов производства промышленной продукции некоторых отраслей приводит к увеличению объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города. Среди основных причин такой ситуации следует отметить возобнаваление работ предприятий, которые раньше не работали и имеют сработанные основные фонды производств, несовершенство технологических процессов большинства основных промышленных предприятий, недостаточное обеспечение их очистными сооружениями и оборудованием.

С целью выявления необходимости выноса за пределы города экологическо-опасных предприятий и объектов, возможности последующего функционирования промышленных предприятий на территории города учитывая неблагополучное экологическоне состояние города, защиты имущественных интересов при экологической опасности опасности, предприятиям города необходимо проведение экологического аудита.

Выбросы от транспортных средств в 6,1 раз больше, чем от промышленных предприятий и составляют 85,8% от общего объёма выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Интенсивность загрязнения атмосферы автомобильным транспортом беспрерывно увеличивается из-за возрастания общего количества автотранспорта, в том числе частного.

В настоящее время в г. Одессе насчитывается около 155 тыс. единиц автотранспортных средств. Из них легковые автомобили –128 тыс., автобусы – 3,2 тыс., грузовые – 11 тыс.

Около 85% транспортных средств – частные.

Разница между выбросами стационарных и передвижных источников постепенно увеличивается. По данным облстатуправления в 2004г. 85,8% всех загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу на территории города, приходится на автотранспорт.

Выбросы вредных веществ в атмосферу составляют 46 605 тонн, из них:

— оксида углерода – 36 980 тонн;

— углеводородов – 6 368 тонн;

— окислов азота – 2 830 тонн;

— сажи - 207 тонн;

— диоксида серы – 220 тонн.

Указанные вещества составляют более 85% от общей массы автомобильного выброса. Остальное – соединения аммиака, сероводорода, сероуглерода, фенола, хлора, диоксида, смолистых веществ и т.д.

Неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя, когда в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества в количествах, которые значительно превышают выбросы на других режимах нагрузок.

Выбросы выхлопных газов легкового автомобиля, работающего на холостом ходу, распространяются на подветренной территории в радиусе 150-200 м. При этом на расстоянии 50 м наблюдаются превышение гранично-допустимых концентраций токсических веществ.

При неполном сгорании топлива образуется также сажа, которая может приводить к легочным заболеваниям. Накапливаясь на поверхности зданий она ухудшает их эстетический вид, а покрывая листья, снижает процессы фотосинтеза растений и, как следствие, уменьшается выделение ими кислорода. Это же относится и к пыли, образуемой в результате движения автомобилей.

Из-за большой насыщенности автотранспортом дорог снижается скорость движения, что также приводит к увеличению количества выбрасываемых загрязняющих веществ.

?При скорости движения автомобиля 60 км/ч образуется 27 г/км, а при 40 км/ч – 75 г/км окиси углерода.

По подсчетам управления экологической безопасности, в 2005г. в утренние часы «пик», при незначительном снижении в дневное время, только по улице Пушкинской в центральную часть города въезжает около 3,5 - 4 тыс. автомашин в час.

На экологические показатели выбросов влияет также техническое состояние двигателя.

Следует заметить, что автотранспорт индивидуальных владельцев работает преимущественно на бензине.

Повышенное содержание вредных веществ, в том числе соединений свинца, имеет бензин, содержащий этиловую жидкость, а также иные неразрешенные добавки. Использование этилированного бензина и бензинов с иными неразрешёнными добавками ведёт к стойкой интоксикации человека и особенно пагубно сказывается на здоровье детей.

При работе автомобиля на сжатом природном газе выбросы в атмосферу значительно снижаются: углеводородов – в 2 раза; оксида углерода – в 20 раз; оксида азота более чем в 15 раз; серы – в 10 раз.

Использование газового топлива для двигателей внутреннего сгорания позволит значительно снизить негативное влияние выбросов от автотранспорта на окружающую среду и человека, будет иметь положительные не только экологические, но и социально-экономические последствия, а именно:

Негативным фактором влияния транспортных средств на человека является акустическое загрязнение окружающей среды. Высокие уровни шума представляют серьезную угрозу для физического и душевного здоровья человека. На некоторых улицах, в центральной части города, регистрируется шум в 60-85 децибел при норме 45-50.

Вибрация не только негативно влияет на организм человека, но и ускоряет процессы разрушения строений.

Архитектурно-строительные сооружения, а также жилые дома характеризуются большой плотностью их расположения, из-за чего значительно снижены воздухообменные процессы, повышена акустическая замкнутость и вибрационные показатели, недостаточно количество зеленых насаждений. На всех улицах с интенсивным движением в исторической части регистрируются превышение нормативов, как по загрязняющим веществам, так и по шуму, вибрации и запыленности.

Выводы. Ситуация с увеличением количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обусловленых быстрым ростом количества автотранспортных средств в городе, требует скорейшего решения. Первым шагом в этом направлении — утверждение экологической концепции «Чистый воздух г. Одессы» которой будут предусмотрены все возможные и целесообразные природоохранные мероприятия, такие как:

- оптимизация сети наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха;

- озеленение города и формирование крон существующих деревьев центральных улиц;

-контроль за выполнением природоохранных мероприятий предприятиями города;

-оснащение современным оборудованием пылегазоочистных установок. Выполнение ежегодных проверок эффективности пылегазоочистного оборудования;

-внедрение на предприятиях-загрязнителях автоматизированных систем наблюдений

-проведение комиссионных проверок контроля качества топлива, реализуемого на автозаправочных станциях;

-оснащение приборами контроля отработанных газов автотранспортных предприятий;

-сокращение количества парковок в центральной части города, устроенных за счет проезжей части.

- осуществление мероприятий, по выведению за городскую черту транзитного автотранспорта

-проведение экологического аудита на крупных предприятиях-загрязнителях города.

- введение должности ответственного за охрану окружающей среды на предприятиях города.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.