Июн 23 2000
ПРОБЛЕМЫ ПРОФПАТОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МЕДИЦИНЫ
ПРОБЛЕМЫ ПРОФПАТОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МЕДИЦИНЫ
Б.В.ПАНОВ
г.Одесса (Украина). зав. Центром профпатологии ГП Украинский НИИ медицины транспорта.
Значение железнодорожного транспорта для Украины, на долю которого приходится более 80% грузо- и более 64% пассажиропотока всего транспорта общего пользования, огромно. В основной деятельности предприятий железнодорожного транспорта работает 511,7 тыс. Человек, в том числе на железных дорогах - 384 тыс., промышленных предприятиях - 33 тыс., Укржелдортрансе - 4.7 тыс., метрополитенах - 11 тыс., других предприятиях
( строительно-монтажных, научных, проектных, торговых, здравоохранения и др.) - 79 тыс. На протяжении всего периода проведения в стране экономических преобразований железные дороги работают стабильно, для многих регионов они являются практически единственными и надежными транспортными коммуникациями.
Одним из главных аспектов успешной жизнедеятельности железнодорожной отрасли является сохранение здоровья и обеспечение профессионального долголетия работников отрасли. Эти задачи решаются врачебными службами дорог, в структуре которых в настоящее время трудятся более 6 тысяч врачей-специалистов и санитарно-эпидемиологическими службами ( в настоящее время переподчинены МЗ Украины).
Условия труда на железнодорожном транспорте, характер действия на организм работающего факторов производственной среды, в том числе и вредных, имеют свою специфику и способны вызывать различные функциональные и органические изменения, которые, вполне вероятно, могут трансформироваться в синдромокомплекс профессионального заболевания. И для того, чтобы риск развития заболевания был минимален, важно, чтобы основным и главенствующим элементом работы дорожных медиков была профилактическая направленность . Это может быть достигнуто лишь при обеспечении высокого качества подготовки и переподготовки врачей, работающих в лечебно-профилактических учреждениях «Укрзалiзницi» аспектам железнодорожной медицины, включая изучение условий труда обслуживаемых контингентов, специфику ранних проявлений профессиональной патологии, организационно-методические вопросы проведения периодических и предварительных медицинских осмотров лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда ( по приказам МЗ СССР № 555 и МЗ Украины № 45) и лиц, связанных с безопасностью движения (приказы № 23-Ц МПС СССР, 29-ЦЗ МПС СССР и др.), причем первые упомянутые приказы ставят основной целью раннее выявление профессиональных заболеваний у работающих во вредных и опасных условиях труда, а вторые -обеспечение безопасной работы транспортной отрасли в силу человеческого фактора. Таким образом становится понятным, что железнодорожная медицина является медициной труда со всеми присущими чертами деятельности - изучение и знание условий труда в отрасли с учетом влияния этих условий на состояние здоровья работающих.
В настоящее время в Украине существует Украинский НИИ медицины транспорта, имеющий в своей структуре клинический Центр профессиональной патологии, который в соответствии с Постановлением КМ Украины № 923 от 17.06.98г. включен в перечень медицинских учреждений, имеющих право экспертизы профессиональных заболеваний. Центр располагается на базе Дорожной клинической больницы Одесской ж/д и одной из основных своих задач видит оказание специализированной профпатологической помощи работающим в железнодорожной отрасли. Украинский НИИ медицины транспорта, как научно-исследовательский центр транспортной медицины, занимается гигиеническими аспектами, научным обоснованием лечебно-диагностических мероприятий обеспечения успешной и безопасной деятельности транспорта. Единство науки, гигиенической и лечебной практики в рамках института, позволяет говорить о формировании структуры, которая должна стать научно-клиническим Центром железнодорожной медицины, осуществляя задачи по подготовке специалистов по железнодорожной медицине, оказывать специализированную профпатологическую помощь работникам железнодорожной отрасли, осуществлять разработку необходимых нормативно- методических документов в рамках железнодорожной медицины. Создание такого центра в Украине тем более важно, что ранее существовавший научный центр железнодорожной медицины - кафедра «железнодорожной медицины и инженерной психологии» ВНИИЖГа остался в России и подготовка врачей по железнодорожной медицине в настоящее время в Украине не проводится.
Как известно, железнодорожная медицина включает в себя следующие основные разделы: клинический, физиологический, санитарно-гигиенический, организационный и психологический. Существуют и специальные задачи дорожной медицины: медицинское обеспечение безопасности движения поездов; медицинская готовность к перевозке опасных грузов; профессиональная патология и обусловленные спецификой работы в отрасли общие заболевания; сохранение профессионального долголетия железнодорожников через разработку и обеспечение режимов труда и отдыха, гигиену труда; санитарно-эпидемиологические вопросы и медицинское обеспечение пассажиров; экологические аспекты деятельности отрасли и некоторые другие задачи. Столь важные задачи требуют координации усилий и научно-методического обоснования, которое возможно лишь в условиях Центра железнодорожной медицины.
Как показывают наши клинические наблюдения, подтверждаемые исследованиями специалистов в области железнодорожной медицины других стран СНГ, в настоящее время существенно изменяются условия трудовой деятельности работников, условия их жизни (социально-бытовой фактор), что зачастую приводит к более раннему формированию профессиональных заболеваний из-за более низких адаптивных возможностей конкретных работников. Существующие методики проведения медицинских осмотров и , в частности, профотбора, не всегда позволяют оценить «запас прочности» конкретного работника или вновь поступающего в ту или иную профессию, с этим, по нашему мнению, в ряде случаев и связаны более ранние сроки развития профзаболеваний у транспортников. Сейчас уже предпринимаются отдельные шаги по подготовке новых нормативных документов по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда, так, за период с октября 1999г. по май 2000г., было проведено несколько заседаний проблемной комиссии МЗ Украины, занимающейся аспектами медицины труда, состоялась первая конференция профпатологов Украины. Итогами этой работы стали ряд проектов нормативных документов, в том числе и временный перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные и периодичские медицинские осмотры лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда, в котором уже официально введен в перечень специалистов, задействованных в осмотрах, психофизиолог, а в методиках - психофизиологиическое тестирование для ряда профессий и специальностей. Неоднократно предпринимались шаги по созданию единого унифицированного нормативного документа, регламентирующего, как медицинское освидетельствование работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов, так и медицинские осмотры лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда. Это связано с тем, что в настоящее время одни и те же лица подлежат осмотрам по различным нормативным документам, часто в несовпадающие сроки, и противопоказания, к поступлению на работу или к продолжению работы, могут отличаться. Но до настоящего времени вопрос остается открытым.
В настоящее время обеспечение профпатологической помощью работников железнодорожного транспорта осуществляется по принципу «как можно дольше не регистрировать больного как профессионального», вести его под маркой общесоматической патологии. Это связано как со слабым , зачастую, знанием врачами железнодорожных ЛПУ профессиональной патологии и конкретных вредных факторов производства конкретного работника, так и с тем, что часто случаи установления профессионального заболевания влекут необходимость направления больного на МСЭК с определением процента утраты профессиональной трудоспособности и последующими разорительными для предприятия регрессными выплатами в пользу заболевшего. Это заставляет собственника предприятия предпринимать различные меры к недопущению регистрации профпатологии на предприятии. Выход из этой ситуации, тем не менее, достаточно прост - грамотный, в профпатологическом смысле, надзор за состоянием здоровья работников с наиболее ранней регистрацией влияния вредных факторов производства на здоровье конкретного работника. Это позволит с помощью комплекса реабилитационно-профилактических мероприятий недопустить развития снижения профессиональной трудоспособности и не возникнет необходимости определения процента утраты профессиональной трудоспособности с последующими регрессами. Это возможно лишь при систематическом обучении и переобучении врачей отрасли аспектам профессиональной патологии, аспектам железнодорожной медицины.
Одним из интересных направлений, которое поможет исправить ситуацию с выявлением и регистрацией истиного состояния дел с профессиональной патологией и рядом обусловленных производственной деятельностью общесоматических заболеваний в отрасли, является создание отраслевого регистра профессиональных и обусловленных условиями труда заболеваний. Решение этого вопроса определит дальнейшую практику работы по профилактике нарушений состояния здоровья железнодорожников от профессиональных факторов за счет четкого планирования и выполнения задач научного и практического уровня. Данный регистр может стать основной частью социально-гигиенического мониторинга. Создание аналогичных регистров уже проводит Россия в течение нескольких лет.
Таким образом, подводя итог изложенному выше, следует выделить основные актуальные задачи, необходимые к разрешению:
1. Создание единого научного и обучающего центра железнодорожной медицины на базе Украинского НИИ медицины транспорта;
2. Разработка программ подготовки врачей железнодорожной отрасли медицине труда, в том числе железнодорожной медицине;
3. Создание отраслевого регистра профессиональных заболеваний как основного элемента социально-гигиенического мониторинга.
Похожие записи
Нет пока ответов