Янв 10 2001

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Опубликовано в 00:39 в категории Экология города

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

В РЕШЕНИИ МЕСТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Т.С. Синяева, П.Н. Горбуненко, И.Д. Тромбицкий

Экологическое общество “BIOTICA”, г. Кишинев

Демократические общества отличаются от остальных, в том числе и тем, насколько остается прочной связь между людьми, принимающими решения, и остальными членами общества после того, как пройдут очередные выборы, насколько будут учитываться мнения рядовых членов общества при выработке тех или иных затрагивающих их интересы документов. На самом деле реальную поддержку должны получать те политики, которые не на словах, а на деле учитывают интересы людей в этой сфере.

Для нас совершенно очевидно, что для решения многочисленных экологических проблем Молдовы необходимо активное участие общественности. Только совместное сотрудничество людей, принимающих решения, NGO и СМИ может привести к положительным результатам. Острый экономический кризис, которым характеризуется период перехода к рыночной экономике, затрудняет привлечение внимания общества к рациональному природопользованию, а коррупция в сферах власти и отсутствие традиций гласности свидетельствуют о необходимости перемен. Зачастую бывает так, что городские власти принимают решение построить, например, вместо детской площадки на территории, прилегающей непосредственно к домам, заправочную станцию или ресторан, игнорируя при этом мнение жителей района. Между тем, законодательства, определяющего то, как могут быть защищены их права, до недавнего времени не существовало. Поэтому ряд молдавских NGO решили привлечь внимание властей к этому вопросу, установить прочные связи с депутатами, правительством, деловыми кругами и СМИ и тем самым добиться укрепления своего положения и влияния на решение вопросов, касающихся принятия решений в областях, влияющих на состояние окружающей среды.

Не последняя роль в том, что Молдова стала первой страной, ратифицировавшей Орхусскую Конвенцию, принадлежит молдавским NGO, организовавшим долговременную кампанию в стране, направленную на

внедрение принципов участия общественности в Молдове. Необходимо отметить, что экологические организации сотрудничали с Министерством окружающей среды, чья активная позиция способствовала положительному решению многих вопросов. Рассмотрим, что было предпринято в этой области.

Экологическое общество “BIOTICA” совместно с Независимым институтом проблем окружающей среды (неправительственная организация из Берлина) разработали и реализовали проект “Демократия через участие” в рамках Программы “TACIS-Democracy”, целью которого было распространение опыта стран Европейского Союза, в частности, немецкого, в области участия общественности в принятии решений, на деятельность NGO Молдовы, изменение существующего законодательства так, чтобы доступ к экологической информации, к участию в обсуждении принимаемых решений и к суду стали возможны для общественности Молдовы. Через активное привлечение и участие общественности мы поставили цель повысить статус, т.е. поднять на более значимый уровень вопросы окружающей среды в обществе.

Проект осуществлялся в течение 1997-1999 гг, в нем принимали участие более 40 NGO Молдовы. Он включал:

1. Тренинги для молдавских NGO по участию общественности в принятии решений в области охраны окружающей среды.

2. Налаживание связей между NGO, людьми, принимающими решения (парламентарии, правительство и местные власти) и СМИ. В процессе семинаров образовалось рабочая группа, которая работала с проектами законов “О местном публичном управлении”, “О туризме”, над изменениями в Регламент Парламента. В работе над проектами законов принимали участие представители общественных организаций, правительства, депутаты Парламента, журналисты. В результате были внесены следующие предложения в проект закона “О местном публичном управлении”:

– право на образование гражданами временных инициативных групп, регистрируемых властями, для переговоров с ними и помощи в решении конкретного вопроса, входящего в компетенцию местных властей;

– введение в практику органов местной власти публичных слушаний по вопросам, требующим более глубокого изучения, опросов общественного мнения и переговоров с неправительственными организациями и инициативными группами;

– предоставление общественным объединениям и инициативным группам гарантированной возможности участия в заседаниях местного совета с правом совещательного голоса;

– право доступа всех граждан к документам местной власти, не относящимся к охраняемой законом тайне;

– право знать заранее повестку дня заседаний местных органов власти и быть ознакомленным с проектом решения на той стадии, когда само решение еще не поздно изменить. Это должно касаться планов строительства и благоустройства территории, размещения объектов социального назначения и потенциально опасных для здоровья людей и окружающей среды.

Разумеется, в законе остались и слабые места, прежде всего это касается недостаточно прописанных процедур.

Наши предложения в Регламент Парламента: право на участие общественности (инициативных групп) в заседаниях соответствующих комиссий и пленарных заседаниях, а также обязательная публикация проектов законов для того, чтобы каждый желающий мог с ними ознакомиться. Это закон принят в первом чтении.

3. Перенесение опыта немецких NGO в области участия общественности на Молдову. Кроме того, что в тренингах принимали участие специалисты из Германии, лидеры экологических неправительственных организаций участвовали в поездке в Германию, где имели возможность встречаться с местными NGO.

4. Была осуществлена поддержка (финансовая и консультативная) малых проектов в рамках большого “Демократия через участие”, на примерах которых участники тренингов имели возможность апробировать вовлечение общественности в процесс участия в решении экологических проблем. Был поддержан, например, проект очистки территории нескольких сел района с привлечением местной общественности и администрации, а также проект по решению проблемы бездомных животных в городе на примере пяти дворов. В последний проект были включены жители окрестных домов, журналисты.

5. Создание благоприятного климата в обществе для быстрой ратификации и внедрения Орхусской Конвенции в Молдове. Благодаря большому количеству статей об Орхусской Конвенции, обращений NGO в Парламент и правительство Молдовы, голос общественности был услышан. Результат - Молдова в апреле 1999 года стала первой в мире страной, ратифицировавшей Орхусскую Конвенцию.

По результатам работы ЭО “BIOTICA” опубликовало книгу “Демократия через участие”, включающую документы и статьи, посвященные доступу к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, а также о ситуации в Молдове.

Кроме того, ЭО “BIOTICA” совместно с Министерством окружающей среды издали брошюру “Орхусская Конвенция” на трех языках, в том числе на государственном. Она явилась первой публикацией конвенции на национальном языке.

Правительство Молдовы в ноябре 1999г. приняло постановление “Об участии общественности в разработке и принятии решений по вопросам окружающей среды” (Официальный Монитор РM, 2000, nr. 12-13, ст. 152). Оно направлено на внедрение в практику положений закона об экологической экспертизе и оценке воздействия на окружающую среду (1996) и положений Орхусской конвенции, ратифицированной Молдовой в 1999г. Появление этого документа следует приветствовать как серьезный шаг в направлении обеспечения открытости в принятии решений в этой области.

Однако, принятый документ налагает на центральный орган окружающей среды - ЦООС (при разработке проектов законов, национальных программ, положений и т.д.) и на органы местного публичного управления (при разработке решений по экономической деятельности, проектов строительства, реконструкции и т.д.) такие серьезные обязательства по привлечению общественности, что возникают сомнения, будут ли эти положения реализовываться на практике, особенно на местном уровне, с учетом менталитета, отсутствия средств и того, что правительственный документ является подзаконным актом.

И будет ли само Правительство всерьез относиться к требованиям своего постановления? Есть шанс проверить это, в случае, к примеру, возобновления дискуссий по транзиту радиоактивных отходов через страну. Действительно, этот вопрос - прямо подпадающий под сферу, охватываемую документом. При этом, согласно законодательству, ответственным за реализацию не являются ни ЦООС, ни органы местного управления, а совсем другой центральный орган - Департамент чрезвычайных ситуаций. Сомнения возникают еще и потому, что несмотря на суровые требования по привлечению общественности к принятию решений, никакой ответственности за их невыполнение нынешнее законодательство не предусматривает.

Тем не менее, будем оптимистами.

Что нужно сделать для того, чтобы документ заработал? Во-первых, должны быть назначены конкретные лица в ЦООС и местных органах управления, ответственные за информирование общественности и проведение процедур, предусмотренных постановлением. Во-вторых, процедура информирования должна быть унифицирована по крайней мере, в отношении “заинтересованной” общественности, т.е. такая общественность, а это в значительной мере - экологические NGO, должна информироваться во всех случаях. Простейший и наиболее дешевый путь - электронная почта, а также - особый сайт в Интернете, принадлежащий ЦООС, благо, большинство NGO уже имеют электронную почту. Этот же канал может быть использован для рассылки по требованию проектов законодательных и нормативных актов, другой базовой информации. Наконец, в стране должен быть “горячий” телефон, по которому любой желающий мог бы получить информацию в сферах, затрагиваемых постановлением.

Кроме того, желательно заложить традицию постоянных консультаций, по крайней мере, на национальном уровне. Здесь были бы полезны еженедельные брифинги ЦООС.

Что касается социологической части документа, то она во многом напоминает принятое в ноябре 1997г. подобное постановление Правительства, касающееся градостроительства. Первое постановление de facto не работает, потому что требует усилий и средств, а наказания за невыполнение - никакого. Поэтому, чтобы те, от кого это зависит, по серьезному отнеслись к прописанным в этой сфере обязанностям, NGO и общественность должны их потормошить.

Литература

1. Демократия через участие. Кишинев: BIOTICA,1999, 206 стр.

2. Орхусская Конвенция. Кишинев: BIOTICA,1999, 79 стр.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.