Янв 08 2001

Концепция экологической безопасности

Опубликовано в 15:30 в категории Экология города

Концепция экологической безопасности

Большой Одессы

А.Г. Топчиев, В.Е. Менцель, О.А. Мирошниченко

Одесский госуниверситет им. И.И. Мечникова

1. Постановка задачи

Одесская агломерация расположена на северо-западном побережье Черного моря между Тилигульским и Днестровским лиманами от города Южного на северо-востоке, до курортного поселка Затока - на юго-западе. Здесь сосредоточено около 1,3 млн постоянного населения. Одесский портово-промышленный комплекс образует главные “морские ворота” Украины. Одновременно это один из важнейших приморских курортных районов страны. Общая экологическая ситуация в самой Одессе и в ее пригородной зоне характеризуется как напряженная, имеющая тенденцию к дальнейшему ухудшению и обострению. Причины такого положения многочисленны и разноплановы, и они нуждаются в обстоятельном анализе для целенаправленного и последовательного экологического оздоровления городской среды в Одессе и ее спутниках, а также прилегающих территорий и акваторий.

Агломерация расположена в степной и сухостепной ландшафтной зоне - маловодной и в естественном состоянии безлесой. Приморское положение Большой Одессы с первых дней закладки порта и города обозначило и проблему инженерной защиты абразионных и оползнеопасных берегов. Прилегающий мелководный морской шельф подвержен интенсивному загрязнению промышленно-бытовыми стоками, с одной стороны, и имеет недостаточную способность к самоочищению в связи со слабым водообменом - с другой. Сюда же устремлен сток нескольких крупных рек - Дуная, Днестра, Южного Буга, которые собирают сток и загрязнения с огромных водосборных бассейновых территорий.

Природно-географические факторы дополняются неблагоприятными социально-экономическими: высокая концентрация населения, инфраструктуры и хозяйства в приморской и прибрежной полосе; несбаланси-

рованная структура хозяйства с высоким удельным весом экологически опасных отраслей и производств, с отсталыми ресурсо- и энергоемкими технологиями; крайне слабое развитие очистных систем, защитных сооружений; запущенные и деградирующие коммунальные хозяйства городов и поселков, и в первую очередь системы водоснабжения и канализации.

Следует подчеркнуть также отсутствие сколько-нибудь заметной и эффективной эколого-экономической политики - и в стране, и в регионе, и в Одессе: фрагментарная и противоречивая нормативно-правовая база природопользования в приморских и прибрежных зонах, крайне слабое и неэффективное природоохранное законодательство, диктат центральных органов и ведомственных структур в использовании морских побережий и акваторий, городских земель, размещении отдельных предприятий. Заметим только, что закон Украины “Об охране окружающей природной среды” был принят лишь в 1991 г., а “Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности” - лишь в 1998 г. Цель данной работы - в конспективной форме очертить основные направления и приоритеты экологического оздоровления Одессы и ее пригородов, которые должны со временем стать концепцией экологической безопасности Большой Одессы.

2. Структурная и технологическая переориентация хозяйства. Экологическая сертификация промышленных предприятий.

Одесса и ее спутники со всей очевидностью “переиндустриализо-ваны”. Здесь размещены, сотни промышленных предприятий, значительная часть которых никаким образом не связана с морским хозяйством или же приморским положением и при более разумном планировании могла бы размещаться далеко за пределами приморской курортной полосы. Многие предприятия являются экологически опасными (Припортовый завод, нефтеперабатывающий, суперфосфатный заводы, “Центролит” и др.). Вследствие слабой кооперации многие предприятия имеют свои “литейки”, “вагранки”, котельни и т.п., которые интенсивно загрязняют атмосферный воздух. Системы очистки производственных дымов и стоков, как правило, неэффективны, системы промышленной канализации в Одессе нет. Городская промышленность остро нуждается в структурно-технологической переориентации, которая станет составной частью общей структурной перестройки экономики Украины.

Необходимо обновить экологические паспорта всех промышленных предприятий и провести их экологическую сертификацию. На плане города для каждого предприятия в зависимости от класса его экологической опасности необходимо показать его санитарную зону и красным цветом (сигнал опасности!) выделить ту жилую застройку, которая попадает в ее пределы. Очевидно, что такие зоны надо наносить с учетом розы ветров. Очевидно, также, что во многих случаях санитарные зоны разных предприятий будут накладываться, а эффект их негативного воздействия - суммироваться и даже умножаться.

По результатам экологической сертификации предприятий должна быть составлена региональная программа технологического обновления предприятий и производств, перепрофилирования некоторых из них, филиализации (выноса за городскую черту) и закрытия экологически опасных производств.

Важнейшее направление структурной перестройки промышленности Большой Одессы - переориентация ряда предприятий на инновационную деятельность в форме опытных производств по внедрению новых технологий, материалов, источников энергии. Напомним, что инновационная деятельность - обязательная функция портово-промышленных городов.

3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства.

Острейшими социально-экологическими проблемами Одесской агломерации остаются обеспечение населения качественной питьевой водой и канализация городов и поселков. Большая Одесса располагает единственным источником питьевого водоснабжения (водозабор из Днестра около пос. Маяки). Днестровская вода сильно загрязнена, действующая система ее очистки недостаточно эффективна. Системы водоводов и городских водопроводов настоятельно нуждаются в реконструкции и технологическом обновлении. Необходимо радикально сократить утечку воды из систем водопроводов, которая сопровождается прогрессирующим подтоплением городских земель в самой Одессе и ее спутниках. Необходимо также внедрять локальные системы доочистки питьевой воды, которые обеспечили бы ее стандартное качество. Напомним, что среднесуточное потребление воды в агломерации часто превышает 250-300 л на 1 жителя, в то время как для Европы этот показатель держится на уровне 200 и даже 100 л на человека в сутки.

Такой же реконструкции требуют и канализационные системы Одессы и ее спутников. Доля сбросов загрязненных сточных вод предприятием “Одессводоканал” достигает 37% (!) общих сбросов приморских городов Украины. В Одесской агломерации функционируют всего лишь 4 сооружения (станции) по очистке сточных вод, и часть из них просто не в состоянии переработать необходимые объемы стоков. Как уже отмечалось, в Одессе нет системы промышленной канализации, и стоки предприятий направляются в общую канализационную систему. Одессе и ее спутникам необходимы также системы ливневой канализации, которые принимали бы дождевые и талые воды с городских улиц и площадей. В настоящее время интенсивно загрязненные ливневые стоки и талые воды стекают непосредственно в море.

Часть городских промышленно-бытовых стоков направляется в Хаджибейский лиман и на поля орошения, что резко ухудшает общую санитарно-эпидемиологическую ситуацию в крае.

Изношенные системы городской канализации и водопровода вызывают активные подтопления городских земель. В границах Одессы уже более половины городской территории имеют уровень грунтовых вод на отметке 2-5 м от поверхности. На отдельных участках подземные воды поднимаются до 1-2 м от поверхности, что создает реальные угрозы разрушения фундаментов строений и формирования эпидемиологических очагов.

Для Одессы актуальной остается проблема модернизации топливного хозяйства города. Параллельно с современными системами централизованного теплоснабжения в городе функционируют сотни автономных котельных установок, которые интенсивно загрязняют атмосферный воздух и дают много шлаков.

4. Геодинамическая ситуация. Современные физико-географические процессы.

Территория агломерации расположена на стыке платформенной и геосинклинальной областей и имеет сейсмическую активность до 5 баллов. Антропогенно-техногенные нагрузки на городскую среду, в частности развитая сеть подземных выработок (катакомбы) и пустот (карст), а также растущее подтопление городских земель повышают сейсмоактивность до 6-7 баллов. Это уже потенциальная опасность, не считаться с которой невозможно.

В пределах Одессы и ее пригородов сложилась весьма непростая инженерно-геологическая ситуация, связанная с повсеместным распространением катакомб - подземных выработок и штолен, карстовых пещер и знаменитых “цистерн” для сбора дождевой воды, которые были популярны до прокладки водопровода. Общая протяженность подземных пустот составляет 4,5 км. Во многих случаях они создают реальную угрозу просадок территорий и обрушения зданий. Подземные пустоты часто ограничивают новую застройку и реконструкцию малоэтажной застройки в центральной части города.

Морское побережье в Одессе, Ильичевске, Южном оползнеопасны. Активные оползни многократно потрясали Одессу и привели к значительному сокращению наиболее дорогих и престижных земель. Заметим также, что Одесса один из немногих приморских городов, не имеющих обширного “морского фасада”, т.е. “парадной” застройки, обращенной к морю. Лишь после проведения больших и дорогостоящих берегозащитных работ в 60-70-х годах XX ст. стала возможной застройка морского побережья многоэтажными зданиями. В новом генплане города предусмотрено формирование “морского фасада” Одессы в районе Лейтенантского спуска в виде крупного комплекса учреждений торговли, туризма, отдыха с прогулочной эспланадой до Аркадии. К сожалению, в настоящее время эти работы приостановлены, а берегозащитная система, протянувшаяся от Ланжерона до 16-й станции Большого Фонтана и представляющая собой сложное инженерно-техническое сооружение, ветшает и разрушается.

Известна гипотеза о наличии в центральной части города некоего макрооползня. Инженеры-геологи полагают, что при некоторых условиях может произойти оползень колоссальных размеров, который захватит и значительную часть исторического центра города. В этой связи необходим специальный геотехнический мониторинг в нескольких реперных точках города, который отслеживал бы любые подвижки зданий и построек и который позволит дать обоснованное заключение относительно устойчивости-неустойчивости земной поверхности в разных районах города.

В пределах агломерации морской берег динамичен и требует защиты от абразии. В зоне подходов к морским портам необходимы регулярные расчистки фарватеров от заиления. При этом с дампинговыми (дноуглубительными) работами связано интенсивное загрязнение прибрежного мелководья и разрушение морских экосистем.

Инженерная защита берегов от прибойной абразии бетонными молами и волноломами, выполненная в 60-70-х годах, резко обострила экологическую ситуацию в пляжной зоне города в связи с ухудшением водообмена в искусственно отгороженных волноломами купальных бассейнах. Технические решения этой проблемы уже известны: экологически более безопасными являются так называемые распластанные глубокозатопленные волноломы, а полностью безопасными - системы “карманных пляжей”, максимально приближенных к природным.

5. Функциональное зонирование Одессы и ее пригородов.

В экологическом оздоровлении агломерации ключевую роль должно сыграть функциональное зонирование территории Одессы и ее пригородов. Функциональное зонирование является общепринятым инструментом для рациональной территориальной организации больших городов. Отечественное градостроительство пользуется этим инструментом крайне сдержанно и неуверенно. Достаточно сказать, что в многотомном генплане Одессы (конец 80-х годов) проблемы функционального зонирования территории города и его пригородов практически не рассматриваются.

Территориальное развитие Одессы и формирование ее планировочной структуры было сложным и противоречивым. Лишь исторический центр города был спроектирован и застроен по единому плану. А дальше последовало многократное “обрастание” города все новыми предместьями (Молдаванка, Слободка, Воронцовка, Пересыпь и т.д.), которые перемежались массивами многоэтажной городской застройки. В результате планировочно-территориальная организация города оказалась “размы-той” и “многослойной” с чередованием массивов капитальной жилой застройки и дачно-усадебных поселков индивидуальной застройки. Инженерно-технические коммуникации города оказались растянутыми и раздробленными, транспортные магистрали и развязки - запутанными и бессистемными.

Но самое главное - город никогда (после застройки его исторического центра) не развивался по единому градостроительному плану, в русле сколько-нибудь внятной и целенаправленной градостроительной концепции. Бессистемное и хаотическое размещение многочисленных промышленных предприятий, прокладка подъездных путей и товарных станций, неупорядоченные коммуникации и объекты производственной инфраструктуры, высоковольтные линии электропередач и наружные теплосети, рассекающие жилые массивы максимально усложнили и запутали функционально-территориальную организацию нашего города и резко ухудшили качество городской среды.

Разработка схемы рациональной административно-планировочной и функционально-территориальной организации пространства Одессы и ее спутников является сегодня наиболее актуальной и острой проблемой. При этом вряд ли удастся в Одессе выделить функциональные зоны в чистом виде - капитальная жилая застройка, административные и обслуживающие зоны, промышленные и транспортно-складские, зеленые насаждения, зоны кратковременного и продолжительного отдыха и т.п. В большинстве случаев будут выделены участки с тем или иным набором социально-экономических функций. Необходимо для каждого участка оценить степень совместимости - несовместимости сочетаний разных функций и обосновать их перспективное “сосуществование” или же разную их приоритетность. И главным показателем более рациональной территориальной организации Одессы должно стать экологическое оздоровление городской среды и последовательное улучшение всех социально-экологических ее параметров.

Такой же многоплановой и сложной представляется проблема функционального зонирования территории Большой Одессы в целом. Пригородная зона Одессы отличается от пригородов других больших городов Украины. Во-первых, она является территориально-акваториальной. И хотя морская акватория рассматривается как некое благо и дополнительный ресурс, отечественные градостроители недостаточно четко представляют, как следует его использовать в перспективной (рациональной) пространственной организации большого приморского города. Сухопутная часть пригородной зоны Одессы естественно “усечена” морской акваторией. Таким образом, интенсивность хозяйственного использования пригородов Одессы возрастает вдвое.

Пригородная зона Одессы выделяется огромной концентрацией транспортной инфраструктуры, линий электропередач и подстанций, пригородного расселения, рекреационных зон, промышленных площадок, зон санитарной очистки города, сельскохозяйственных земель, дачных участков. И здесь узловой проблемой остается анализ территориальной совместимости - несовместимости разных народнохозяйственных функций, их эшелонирование по отношению к городскому ядру, их секторальная ориентация по главным транспортным магистралям и осям пригородного расселения.

6. О других проблемах экологического оздоровления Большой Одессы.

Перечень вопросов и проблем экологической безопасности Одессы и Одесского побережья в целом достаточно велик. Детальный анализ экологической ситуации в регионе и в Одесской агломерации по всем основным компонентам природной среды можно найти в цитируемых работах [3, 4, 5]. Своеобразными каталогами направлений и механизмов оздоровления экологической ситуации в регионе и в Большой Одессе могут быть незавершенная региональная программа “Экология - 2005”, разработанная для Одесской области в конце 80-х годов, а также региональная программа экологической безопасности Одесской области, подготовленная группой экспертов в 1999 году по заданию Кабинета Министров. В этих программах экологические проблемы региона рассматриваются в покомпонентном и отраслевом разрезах. Предлагаемая же концепция экологической безопасности Большой Одессы наряду с покомпонентным подходом рассматривает проблемы экологического оздоровления урбанизированной приморской зоны в плане ее более рациональной пространственной функциональной организации. И такой подход представляется нам актуальным и содержательным. Практический вывод из данного обсуждения таков: областному управлению по охране окружающей среды вместе с органами государственного управления и местного самоуправления Одессы, Ильичевска, Южного и пригородных районов необходимо сформировать рабочую группу для разработки концепции экологической безопасности Большой Одессы и в кратчайшие сроки завершить эту работу.

Литература

1. Закон України “Про охорону навколишнього природного середовища (від 25 червня 1991 р.)”.

2. Основні напрями державної політики України у галузі охорони довкілля, використання природних ресурсів та забезпечення екологічної безпеки (затверджені Постановою Верховної Ради України № 188/98-ВР від 5 березня 1998 р.).

3. Географія Одещини: природа, населення, господарство. (ред. О.Г. Топчієв). - Одеса: Астропринт, 1998. - 88 с.

4. Одесса город - агломерация - портово-промышленный комплекс. - (ред. А.Г. Топчиев). - Одесса: АО БАХВА, 1994. - 360 с.

5. Одесская область: территориальная организация и структура хозяйства. Концепция социально экономического развития. (ред. А.Г. Топчиев, Б.Н. Стречень). - Одесса:”Маяк”, 1991. - 312 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.