Янв 07 2001

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МОЛДОВО-УКРАИНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА «НИЖНИЙ ДНЕСТР»

Опубликовано в 00:36 в категории Экология города

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МОЛДОВО-УКРАИНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА «НИЖНИЙ ДНЕСТР»

П.Н. Горбуненко

Экологическое общество «BIOTICA», г. Кишинев

Анализ природоохранной деятельности в низовьях Днестра в последние годы все чаще подводит к мысли о необходимости переформулирования ряда принципов заповедного деле в регионе. Преобладание антропогенных и преобразованных ландшафтов при очень высокой плотности населения ставит во главу угла вопрос устойчивости экосистемы Нижнего Днестра и геосистемного баланса в регионе.

Преобразования, произошедшие в низовьях реки, привели к ситуации, когда проблему сохранения биоразнообразия нельзя решить только заповеданием территорий. Деградация экосистемы зашла так далеко, что без продуманного и обоснованного вмешательства человека будет только продолжаться и приобретать необратимый характер. При этом нельзя сбрасывать со счетов и необходимость рационального использования природных ресурсов, являющихся основным средством существования многих жителей региона. Их дальнейшее истощение вызовет ухудшение экономической и демографической ситуации и приведет к глубоким социальным последствиям.

Таким образом, встает вопрос о разработке концепции устойчивого развития региона, учитывающей как биологические, так и социально-экономические требования. Существующий подход в заповедном деле в основном базируется на опыте и методологии, сложившихся еще в советский период и не отражает происходящие изменения в землепользовании, отношениях собственности, степени антропогенной преобразованности ландшафтов, современный международный опыт и т.п.

Ситуация во многом усугубляется быстрым развитием законодательства, недостаточно учитывающим вышеизложенные аспекты. Так, в «Земельном кодексе», принятом Парламентом Молдовы еще в 1991 г. в

ст. 56 – Земли природоохранного назначения – устанавливаются строгие ограничения в отношении собственности: «Земли природоохранного назначения являются исключительно собственностью государства». Закон «О фонде природных территорий, охраняемых государством», принятый Парламентом Молдовы уже в 1998 г., закрепил и развил указанную концепцию в ст. 20:

«(1) Земли и водоемы, входящие в состав научных заповедников, национальных парков, биосферных заповедников…, изымаются из хозяйственного оборота и передаются этим учреждениям в бессрочное пользование».

Аналогичные дефиниции можно найти и в законодательстве Украины. Так, Закон про природно-заповідний фонд України в ст. 4. – Форми власності на території та об\’єкти природно-заповідного фонду – устанавливает всенародную (государственную) форму собственности для охраняемых территорий международного и национального уровня: «Території природних заповідників, заповідні зони біосферних заповідників, землі та інші природні ресурси, надані національним природним паркам, є власністю народу України».

В то же время развитие приватизации, изменения в организации и устройстве земель приводят к глубоким конфликтам интересов различных заинтересованных сторон – землевладельцев и землепользователей, природопользователей, центральных и местных органов управления, в том числе органов охраны природы, научного сообщества и общественных организаций. Именно этим и объясняется возникшее противостояние в вопросе о создании Украинского Национального парка «Нижний Днестр».

Расширение сети национальных парков в общемировом контексте представляет собой новый подход в управлении охраняемых территорий, основанный на принципах устойчивого природопользования и развития. В рамках национальных парков решаются задачи сохранения ландшафтного и биологического разнообразия при рациональном (устойчивом) землепользовании на прилегающих территориях и заинтересованности местного населения в функционировании парка. Согласно Руководящим принципам для категорий управления охраняемых территорий Международного Союза Охраны Природы «…национальные парки представляют собой пространства земли и/или моря, предназначенные для:

– сохранения экологической целостности одной или нескольких экосистем для настоящего и будущих поколений;

– исключения недружественной с точки зрения предназначения территории эксплуатации или занятия человека;

– создания основы для духовной, научной, образовательной, рекреационной и посетительской возможностей, которые все должны быть экологически и культурно совместимы».

Национальные парки представляют собой очень важный инструмент охраны природного и культурного наследия, развития новых принципов взаимоотношений человека и природы, а также новых экономических возможностей, связанных с развитием агро- и экотуризма в регионе. В этом плане огромный интерес представляют принципы зонирования и управления биосферными заповедниками, изложенные в Севильской стратегии «ftp://ftp.unesco.org/pub/mab/str-en.doc».

Нам предстоит серьезная и кропотливая работа по разработке планов управления территориями. Сегодня, когда на потенциальной территории национальных парков находятся земли десятков, сотен и тысяч собственников, включая государство, органы местного управления и частных землевладельцев, следует пересмотреть существующую концепцию. Нужно исходить из необходимости поддержания и развития заинтересованности всех сторон, и в первую очередь местного сообщества, в деятельности национальных парков на основе принципов устойчивого природопользования и развития, и нашего общего стремления: «защитить природные или живописные пространства национальной или международной значимости для духовного, научного, образовательного, рекреационного или туристического использования; увековечить, насколько это возможно, в первозданном виде, представительные образцы физиографических регионов, биотических сообществ, генетических ресурсов и видов, обеспечить экологическую стабильность и разнообразие; управлять посещением с целью вдохновения, образования, культуры и рекреации на уровне, обеспечивающем сохранение пространства в природном или близком к природному состоянию; уничтожить и затем предотвратить недружественные с точки зрения предназначения территории эксплуатацию или занятия человека; поддержать уважение к экологическим, геоморфологическим, священным или эстетическим атрибутам, явившимся основаниями для выделения пространства» («Руководящие принципы для категорий управления охраняемых территорий МСОП»).

Лишь после гармонизации законодательных подходов, выработки общих принципов управления территориями созданных каждой стороной Национальных парков, формирования единой системы мониторинга биоразнообразия, можно будет ставить вопрос об организации нового международного биосферного заповедника.

Литература

1. «Земельном кодексе»; принят Парламентом Молдовы, 1991 г. ст. 56.

2. «О фонде природных территорий, охраняемых государством», принят Парламентом Молдовы, 1998 г., ст. 20.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.