мая 28 2003

СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ ДУНАЙ-МОРЕ. ПРОБЛЕМА МИНИМИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА.

Опубликовано в 10:07 в категории Проблемы Черного моря

СУДОХОДНЫЙ КАНАЛ ДУНАЙ-МОРЕ. ПРОБЛЕМА МИНИМИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА.

Дегтяренко В.И., Капочкин Б.Б., Кулиненко Е.П.

Одесская Региональная Акадения Наук

 На протяжении долгих лет Украина – морская держава, в пределах которой находится устьевая зона реки Дунай вынуждена пользоваться Румынским судоходным каналом для осуществления речных перевозок внутри Европы. Длительное время экономика нашей страна несла убытки в результате нарушения речных судоходных путей после военных действий стран западной коалиции на территории Югославии. Сейчас созданы неблагоприятные для Украины условия для перевозок по территории Европы автомобильным транспортом. В этих условиях очень остро встает вопрос строительства национального судоходного канала Дунай – море.

Важно то, что проект строительства канала по рукаву Быстрый входит в противоречие с принятыми Украиной обязательствами о функционировании в дельте Дуная биосферного заповедника. По этой причине целесообразно оценить иные варианты строительства канала.

Известно, что в историческом плане дельта Килийского рукава, ниже г. Вилково, на протяжении длительного времени была мелководной, а основной объем дунайских вод распространялся по рукавам Сулинский и Георгиевский. Таким образом отсутствуют обоснованные оценки стабильности во времени дельты Килийского рукава. С учетом  современных процессов, участок дельты Килийского рукава в районе Вилково подвержен опусканию со скоростью 10.8 мм/год, что соответствует только печально известным опусканиям в р-не г. Поти. В связи с этими процессами участок дельты Килийского рукава является исключительно нестабильным, т.к. дельты Дунайского типа являются стабильными только в условиях поднятия суши.

Нами выполнены расчеты процессов рефракции ветровых волн при типичных для района гидрометеорологических условий. В результате выполненных экспертных оценок установлено, что открытый северо-восточным, восточным и юго-восточным ветрам, субмеридиональный участок дельты  длинной 30 км в районе рукава Быстрый создает неблагоприятные условия резонансного роста высоты и крутизны волн, что неблагоприятно для навигации и для рейдовой стоянки судов.

Далека от оптимального решения  и проблема утилизации отходов дноуглубительных работ. В отличие от сторонников проекта  нами в 1984 году выполнялась геоэкологическая съемка  Дунайской дельты и буровыми работами установлено, что мористее бара на небольших глубинах донные отложения представлены токсичными органогенными илами по сути являющимися природной ловушкой загрязнения, поступающего в море из Дуная. Этот участок дна накопил весь комплекс возможных загрязнений, дноуглубительные работы в этой зоне неизбежно приведут к экологическому бедствию, а поднятые органогенные токсичные илы требуют дорогостоящего захоронения.

В свое время нами выполнялось математическое моделирование взаимодействия морских и речных вод на взморье рукава Быстрый. Производились расчеты по модели Такано и было установлено, что в условиях мелководья на взморье рукава, речные воды под действием силы Кореолиса, связанной с вращением Земли вокруг своей оси, неизбежно поворачивают вправо и двигаются на юг. Со стороны моря неизбежно будут откладываться наносы и будет формироваться мелководный бар – естественная преграда для входа в рукав.  При углублении рукава и увеличении его расхода не исключено, что этот подводный бар превратится в остров или косу. После строительства возникнет необходимость больших затрат по постоянному ремонтному черпанию  в канале и на взморье, что вызовет также и простаивание судов, и как следствие - снижение эффективности эксплуатации канала.

Нами учтено то, что реки текут по разломам земной коры, которые являются границами блоковой делимости литосферы, а формирование дельт напрямую связано с вертикальными движениями блоков в устьевой зоне. В этой сфере нам принадлежит определенный приоритет. Устье Дуная и Жебриянская бухта изучались нами десять лет назад в связи с проблемой прогнозирования землетрясений. В последние 3 года в этом районе нами применены новые методические решения по геодинамике.

Нами установлено, что режим морских течений подвержен влиянию тектонической делимости литосферы. Разработана теория формирования аккумулятивных форм морского дна и береговой зоны в соответствии с выявленными закономерностями. Рассмотрим пример динамики песчаных форм «гринду» в дельте Дуная в период с 1988 по 2001 год. Ранее считалось, что такие аккумулятивные формы произошли в результате влияния гидрогенных прибрежно-морских процессов и отражают древний рельеф дельт - остатки устьевых кос. Наш методический подход и анализ спутниковых снимков дает основание доказать, что участок «гринду» в дельте Дуная, к которому  каналом Дунай–Сасых был прекращен транспорт наносов, в течение 15 лет практически перестал существовать. В это же время другие участки этого «гринду» нормально развиваются. Из этого следует, что гринду являются динамичными современными и неустойчивыми образованиями. Генезис их иной, чем ранее считалось.

По данным измерений, на фоне общего интенсивного опускания побережья относительно уровня моря, район Прорвы отличается  более медленным опусканием, или относительным поднятием, а район Вилково опускается очень быстро. К чему это приведет? Сложный вопрос, но ничем положительным для судоходного канала по рукаву Быстрый это не закончится.  Динамика мелкоблоковых движений в районе Килийской дельты Дуная может привести к лавинообразному выступанию дельты в море от рукава Быстрый, как это уже было 300 лет назад, или этот рукав вообще перестанет существовать в связи с перераспределением стока по другим рукавам. Дельтовые процессы сложны и трудно прогнозируемы.

Мы предлагаем для всестороннего обсуждения вариант строительства канала, подготовленный группой специалистов, объединенных усилиями ОРАН. Этот вариант предполагает строительство канала за пределами дельты Дуная. Выбор трассы канала  выполнен с учетом неотектоники и особенностей блоковой делимости земной коры в районе Килийской дельты. Выход канала в море лишен проблем, которые возникают при выходе в нестабильную в отношении рельефа дна Жебриянскую бухту. Строительство канала планируется по пути естественных водотоков с использованием шлюзов.

Вариант строительства канала, минуя район дельты, предполагает исключительно перспективное, многоплановое развитие Килийского района в пределах населенных пунктов Приморское – Лески – Вилково, развития их инфраструктуры, решает проблемы занятости населения. Такое проектирование канала делает более эффективными существующие транспортные магистрали, создаст базу для связи осваиваемого района с системой железнодорожного транспорта.

Участок канала захватывает озеро Сасык, что в дальнейшем позволит объединить усилия Министерства экологии Минтранса рыбного хозяйства, для возрождения этого озера.

К преимуществам нашего проекта относится удачное расположение канала в осевой зоне разлома, где донные отложения обычно  представлены экологически чистыми песками, которые могут быть использованы в строительстве. Прокладка канала по юго-западной части оз. Сасык и устройство выхода через озеро в море обеспечивает возведение шлюза в стабильной зоне существующей дамбы, в прямой близости от судоходных глубин 12 м. В конечном итоге, это обеспечивает нормальную эксплуатацию канала и рейдовую стоянку судов.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.