мая 29 2003

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С РАЗЛИВАМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ЧЕРНОМОРСКОМ БАССЕЙНЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Опубликовано в 11:47 в категории Проблемы Черного моря

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С РАЗЛИВАМИ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ЧЕРНОМОРСКОМ БАССЕЙНЕ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

                                                                                                     

В.И. Соловьев 1, Г.А. Кожанова 2, В.В. Губанов 3, Т.В. Гудзенко 2

1 Научно-производственное предприятие «Эконад», г. Одесса, Украина;

2 Одесский Национальный университет им. И.И. Мечникова, Украина;

3 Одесский центр Южного научно-исследовательского института рыбного         хозяйства и океанографии, Украина;

Интенсивное развитие морских перевозок в Черноморском бассейне, в том числе нефтепродуктов, представляет потенциальную опасность для экосистемы Черного моря и морского побережья. Практически все участки Черноморского побережья обладают значительным природно-ресурсным потенциалом и интенсивно осваиваются курортной индустрией. На морском побережье Украины расположены также 2 биосферных заповедника (Дунайский и Черноморский), 7 природных заповедников, 1 Национальный природный парк, 35 природных заказников, 32 парка-памятника, 102 памятника природы. Общая площадь этих природно-охраняемых территорий составляет около 2,8 тыс. км2, т.е. 15% всей площади прибрежной полосы моря [1].

         Крупномасштабные разливы нефти при авариях танкеров и повреждениях нефтяных платформ относятся к наиболее частым и опасным по своим последствиям чрезвычайным экологическим ситуациям. Наиболее известными катастрофами такого рода являются аварии с танкерами «Торри-Каньон» (1967г.), «Амоко-кадис» (1978г.), «Престиж» (2003г.) и разливов с буровых платформ «Браво» (1977 г.) [3, 10].          

В плане защиты природной среды и минимизации последствий возможных разливов нефтепродуктов необходимо проанализировать существующую систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызываемых аварийными разливами нефтепродуктов, с целью её развития и усовершенствования.

         До настоящего времени в северо-западном Причерноморье не было зарегистрировано ни одного крупного разлива нефтепродуктов со значительным ущербом для морских экосистем. Все разливы нефти в портах Одесской области были связаны с нарушениями при проведении балластных операций и бункеровке. Наибольший из разливов – 54 т, произошел в 1997 г. по вине экипажа танкера «Афманин фейс». Утечки нефти и нефтепродуктов произошли с камбоджийского судна «Мэд балкер» (1,5 т нефти), греческого судна «Адвентур» (3,0 т нефти).

         Ежесуточно в порты Одесского региона заходит, как минимум,  один крупнотоннажный танкер. В ближайшем будущем следует ожидать дальнейшего значительного увеличения объемов транспортировки нефти через терминал «Пивденный» в Малом Аджалыкском лимане. Для его функционирования в объеме проектной мощности (40 млн. тонн нефти) ежегодно необходимо осуществить 500 заходов танкеров дедвейтом 80 тыс. т. По статистическим подсчетам аварии танкеров происходят при каждом тысячном заходе в порт и в 75% связаны с «человеческим фактором» [3]. Поэтому полностью устранить возможность аварий нельзя.

Независимо от масштабов разливов нефти ликвидационные работы основываются на выполнении трёх основных операций:  локализации пятна, сбора разлитой нефти, ликвидации последствий разлива, в том числе, очистки береговой зоны в случае её загрязнения. В последние годы эти задачи достаточно эффективно решаются в портах Украины в рамках выполнения планов ЛАРН [11].

Ликвидация крупномасштабных разливов нефтепродуктов в  открытом море является значительно более сложной проблемой. Такого рода операции часто протекают в сложной гидрометеорологической обстановке и требуют международного участия. Так, для сбора мазута после аварии танкера «Престиж» (2003 г.) были задействованы нефтесборщики Испании, Бельгии, Великобритании, Дании, Франции, Германии и Нидерландов. Для ликвидации крупномасштабных аварий в США уже в 80 годах был разработан Национальный план по ликвидации разливов нефти, а в Швеции – Национальная программа развития средств и методов ЛРН  [10]. Основным способом сбора нефти с поверхности моря является механический с применением нефтесборщиков, а для малых глубин – адгезионных нефтесборщиков – скиммеров.

В Черноморском регионе наиболее эффективным нефтесборщиком для открытого моря является «Светломор», который способен работать при волнении моря с высотой   волны до 2 м  с  производительностью до 400 м3 нефти в час. При крупных разливах также возможно использование неспециализированных судов с относительно простыми бортовыми навесными нефтесборными устройствами.

 В ряде стран в качестве средств для борьбы с нефтяными разливами применяются различные диспергаторы (Аgma EP 540, Аmeroid oil spill, BP 110VX, Finasol OSR-2, X-3125) и их концентраты (Аgma EP-559, Compound-W1911, Corexit 7664, Finasol OSR-5, Jeek-A, Seawash и др.). Однако, несмотря на создание нового поколения диспергаторов (Rexit 9527, Magnus и др.), обладающих значительно меньшей токсичностью, их применение имеет существенные ограничения или запрещено в ряде стран [3]. Вместе с тем, учитывая, что значительная часть водной толщи Черного моря занимает сероводородная зона, целесообразно изучить возможность применения диспергаторов в случаях крупномасштабных разливов нефти в открытых районах моря.

Эффективным способом локализации нефтяных разливов является постановка бонов быстрого развертывания, доставка которых к месту аварии осуществляется скоростными катерами. Применение боновых заграждений при благоприятных погодных условиях позволяет собрать с помощью нефтесборщиков до 70-80% разлитых нефтепродуктов. В настоящее время для локализации нефтяных пятен или защиты берегов применяются  боны различных конструкций: «Хайт спринт», «Балкхед», «Сентинол», «Шаргадиан»,   «Уорден Фенс Бумз»,    «Минипэк / Максипэк» [13]. При крупномасштабных разливах возникает необходимость постановки боновых заграждений большой длины. Так, при аварии танкера «Амоко Кадис» было выставлено 11 км боновых заграждений типа “Sykore-11”.

Наряду с усовершенствованием конструкций бонов в последнее десятилетие в России, Польше, Украине и некоторых других странах начат выпуск нового типа бонов – сорбирующих. Однако опыт применения такого типа бонов в открытом море пока отсутствует. НПП «Эконад» разработаны и выпускаются сорбирующие боны «Эконад» [7]. Секция названного бона состоит из капсулы, заполненной сорбирующим материалом органического происхождения – верховым сфагновым торфом, который может быть обработан суспензией бактерий-деструкторов углеводородов нефти.

Для сбора нефтепродуктов в акваториях портов Украины [12] рекомендованы следующие типы сорбентов:  неорганические (перлит, вермикулит), органические (солома, вылущенные початки кукурузы, торф, опилки, волокна целлюлозы) и синтетические (пенопласт, полиуретан). В принципе, все эти сорбенты могут быть применены и для открытых акваторий моря, в мировой практике в качестве сорбентов широко применяются  высушенные высокопористые глины, однако их быстрое погружение на дно моря не обеспечивает устранения нефти из морской среды.

Рынок сорбентов быстро расширяется, а их производство осуществляет уже более 300 компаний в мире [2]. Широкий ассортимент сорбентов выпускается в России («НПМ-3», «БТК-1», «Эко ДС-1», «Сорбойл»), Великобритании («Конвед», «Норсопол», «Сосол», «Дресер-Драй», «Конвент сорбент педс», «Файбер перл», «Финсорб», «Ойл Снейр»). Эффективными сорбентами располагает Беларусь («Экоторф», «Лесорб», «Мукат-4»), Франция («Турбосорб», «Пауерсорб»), Канада ( «Питсорб»), США («Праймсорб»).

В последние годы в Украине и за рубежом разработаны принципиально новые типы сорбентов, которые обладают специальными свойствами[8,9]. К таким сорбентам относятся:

-   бактериальные препараты - сорбенты и деструкторы углеводородов   нефти.

- сорбенты с магнитными свойствами, что облегчает их сбор из труднодоступных мест;

- сорбенты, содержащие ПАВ и реагенты-отвердители нефти [2].

К числу основных проблем, связанных с применением сорбентов при ликвидации крупных разливов нефти относятся: необходимость хранения больших объемов сорбентов в качестве неснижаемого запаса, нанесение (распыление) дисперсных сорбентов, сбор их с поверхности моря, сложность  утилизации. Применение сорбентов с биодеструктивными свойствами, например «Эконадина», снимает две последних проблемы. В Украине  этот препарат разрешено не собирать с поверхности  воды, т.к. деструкция сорбированных нефтепродуктов происходит непосредственно в природной среде.

По нашему мнению, «Эконадин» является перспективным для применения в открытом море в случаях ликвидации крупномасштабных аварийных нефтяных разливов. Этому способствует возможность нанесения сорбентов на основе торфа на загрязненную водную поверность с вертолета (контейнерный вариант вертолетной подвески). В отличие от известных биопрепаратов – деструкторов, «Эконадин» представляет собой биофлоки  -один из видов агрегации бактерий, закрепленные по специальной технологии, (аналогичной природным процессам), на торфяном носителе [4,5,6]. Другие препараты («Десна», Украина; «Путидойл», Россия; «Деворойл», Россия; другие препараты серии «Биодеструктор»), представляют собой лиофилизированную микробную биомассу.

При попадании биофлоков в природные экониши обеспечивается доминантное развитие исходных культур, что позволяет осуществлять направленную интродукцию бактерий-деструкторов в водоем, почву, пострадавшие от нефтяного загрязнения. «Эконадин» способствует восстановлению природных сообществ, разнообразию микробных видов, повышает самоочищающую способность природных объектов, действуя синергидно с аборигенной микрофлорой.

В настоящее время научно-производственным предприятием «Эконад» выпускается несколько модификаций «Эконадина» с различным фракционным составом, что расширяет сферу его применения. Так, мелкодисперсный порошок «Эконадин – 2» (фракции до 1 мм.) предпочтительно использовать для ликвидации тонких радужных пленок на больших площадях водных поверхностей в летнее время; «Эконадин – Экстра» (фракции до 5 мм.) целесообразно использовать для ликвидации толстых пленок и сгустков нефтепродуктов на водной поверхности, в том числе в холодное время года. «Эконадин-1» (фракции более 5 мм.), предназначен для загрузки саморегенерирующихся фильтров, сорбирующих бонов «Эконад» и сорбирующих матов. В настоящее время «Эконадин» используется более чем на 150 объектах морехозяйственного, нефтегазового комплексов, предприятиях химической, пищевой промышленности, энергетики Украины.

 Эффективность операций по ликвидации разлива определяется в значительной мере временным фактором. На основании исходной информации об аварийном разливе нефти (тип судна, место аварии, её масштабы, вид нефтепродуктов, гидрометеорологическая обстановка и др.) с помощью использования прогностической компьютерной модели должны быть определены направление и скорость движения нефтяного пятна [15,16], разработано несколько сценариев ликвидации возможных аварийных ситуаций. После чего необходимо обеспечить выполнение организационно-технических мероприятий по привлечению к работам, в зависимости от масштабов аварий, необходимых технических средств - нефтесборщиков, вспомогательных судов, необходимое количество боновых заграждений и сорбентов (их типа и количества) с учетом неснижаемых запасов портов и дополнительных поставок сорбентов в режиме чрезвычайной ситуации. Необходимо также заранее определить и согласовать районы моря, в которых возможно применение диспергаторов и разрешенный для этих целей перечень диспергентов.  В случаях крупномасштабных разливов необходимо предусмотреть способы и места утилизации собранных нефтепродуктов и отработанных сорбирующих материалов. 

Координация работ по ликвидации аварийных разливов нефти в открытых районах северо-западного Причерноморья осуществляется находящимся в г. Одессе морским региональным спасательно-координационным  центром Государственной поисково-спасательной службы на водных объектах Украины Министерства чрезвычайных ситуаций Украины.

Исходя из мировой практики одним из возможных путей решения проблемы материально-технического обеспечения работ по ликвидации крупномасштабных нефтяных разливов является создание крупных специализированных компаний типа «Экошельф» (Россия) или «Вайкома» (Великобритания). В случае крупных аварий может возникнуть необходимость участия в их ликвидации стран Черноморского бассейна, что может быть осуществлено в рамках «Стратегического Плана Действий по восстановлению и защите Черного моря» [14] в содействии с Консультативной группой по вопросам охраны окружающей среды и безопасности  судоходства в г. Варне.

Решение проблемы быстрой и эффективной ликвидации крупных разливов нефти в открытых районах Черного моря требует ускорения принятия национального плана действий или межведомственной программы ликвидации аварийных разливов нефти в Черноморском бассейне.

В заключение следует отметить, что гуманный подход к проблеме защиты окружающей среды от нефтяного загрязнения означает прежде всего не только достижение быстрого очищающего эффекта, но и обеспечение длительного пролонгированного действия. В этом аспекте наиболее оптимальным вариантом является включение в комплекс работ, связанных с ликвидацией аварийных ситуаций, проведение биотехнологических мероприятий по восстановлению природных водных биоценозов. Особенно перспективны микробные биотехнологии, в первую очередь, по своей сути приближающиеся к природным процессам. Основным элементом этих биотехнологий являются биопрепараты на основе отдельных штаммов бактерий-супердеструкторов углеводородов нефти. 

Литература

1.Абрамян О.А., Брюм А.И., Иванов В.Г. Главные морские порты: Одесса, Ильичевск, Южный. –Одесса :  Маяк, 1993-336 с.

2.Аренс В., Гридин О., Гридин А., Семь раз отмерь. Рекламные иллюзии и реальные перспективы применения нефтяных сорбентов.

http://www.ngv.ru/

3. Герлах С.А. – Смит А. Загрязнение морей. Диагноз и терапия.          Л.”Гидрометиздат”. 1985 240с.

4. Кожанова Г.А.”Способ получения бактериального препарата для очистки водной среды от загрязнений  нефтепродуктами”;

Роспатент № 2033975 от 30.04.1995 г.

5. Кожанова Г.А.,“Спосіб одержання бектеріального препарату для сорбції та деструкції органічних речовин”;Патент України № 43394,2001 р.

6. Кожанова Г.А., “Препарат для сорбції та деструкції вуглеводнів нафти”; Патент України № 59337, 2003 р.

7. Кожанова Г.А., Соловйов В.І., “Секція сорбуючого бона”; Патент України № 1746, 2003 р.

8. Кожанова Г.А., Соловьев В.И., Гудзенко  Т.В., Губанов В.В. Сорбенты и биопреператы для ликвидации нефтяного загрязнения моря  / Экологические проблемы Черного моря.- Одесса: ОЦНТИ, 2001. – С.287-293.

9. Кожанова Г.А., Соловйов В.І., Гудзенко Т.В., Беляєва Т.О., Бобрєшова Н.С., Сьоміна Н.В. Метод ліквідації нафтового забруднення в акваторії портів із застосуванням нового біопрепарату “Еконадін”. / Вісник Одеського національного університету. Біологія. -2001. -Том 6, випуск 2.- С.1154-157.

10. Нельсон – СмитА. Загрязнение моря нефтью. Л .”Гидрометиздат”. 1973 124с.

11. Охрана окружающей среды на морском транспорте / Сборник научных статей, М. , В/О “Мортехинформреклама”, 1990.

12. Правила ведения работ по очистке загрязненных акваторий портов РД 31.04.01-90. М.:”Мортехинформреклама” 1991 50с.

13. Соловьев В.И., Губанов В.В., Кожанова Г.А., Гудзенко Т.В., Семина Н.В. Применение сорбирующих бонов для ликвидации и профилактики нефтяного загрязнения / Экологические  проблемы Черного моря.- Одесса: ОЦНТЭИ, 2002, - С. 203-205.

14. Стратегічний План Дій щодо відтворення та захисту Чорного моря. 1996 21с.

15. Цыкало А.Л., Писаревский И.А. Компьютерное моделирование распространения нефти в море при ее разливах и утечках /   Экологические проблемы Черного моря.- Одесса: ОЦНТЭИ, 1999. – С. 169-173.

16. Шувалов А.Р., Цыкало А.Л. Черное море: Правовые вопросы безопасности перевозок опасных грузов по интермодальным коридорам / Экологические проблемы Черного моря.- Одесса: ОЦНТЭИ, 1999. – С.32-35.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.