Июн 07 2003

Оценка последствий аварий с экологически опасными грузами в прибрежных зонах.

Опубликовано в 10:18 в категории Проблемы Черного моря

Оценка последствий аварий с экологически опасными грузами в прибрежных зонах.

А.Н. Бойченко, Л.А. Ярышкина, Е.П. Романенко

Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта им. ак. В. Лазаряна

Значительное количество грузов, перевозимых транспортом, высокая грузонапряженность отдельных участков, расширение ассортимента грузов,  вызванное углублением специализации производств, связанная с этим интенсификация перегрузочных работ с различными видами транспорта, естественная тенденция к увеличению скоростей движения, недостаток средств для приобретения и своевременного качественного ремонта подвижного состава в странах с переходной экономикой и ряд других причин обуславливают невозможность полного исключения транспортных аварий с экологически опасными грузами. К этому следует прибавить сохраняющиеся во всех странах мира трудности надежного прогнозирования стихийных бедствий и катастроф (землетрясений, ураганов, наводнений и т.п.), а также  риск возникновения аварий во время локальных военных или террористических действий.

Параллельно с этим происходит ужесточение экологических требований ко всем видам производственной деятельности, наблюдается возрастающее понимание важности и приоритетности экологических проблем для человечества, усиливается влияние государственных и общественных организаций, политических движений и партий, занимающихся решением экологических вопросов. При работе в безаварийном режиме процессы транспортировки, погрузки, разгрузки и  хранения оказывают наименьшие влияние на  природу, однако, в случае возникновения аварий масштабы залповых эмиссий токсичных веществ в окружающую среду весьма значительны.

        Развитие науки и техники, в том числе химической индустрии (в настоящее время, на мировом рынке производятся около 98000

наименований различных веществ), все возрастающие сложность и специализация производств, оживление коммерческой деятельности неизбежно приводят к увеличению объема и ассортимента перевозок химических грузов различными видами транспорта, в том числе – морским транспортом. Это обстоятельство выдвигает обсуждаемую задачу в разряд актуальных.

В докладе рассмотрены основные направления решения этой задачи, а именно:

    - сбор объективной и полной информации об основных маршрутах движения экологически опасных грузов, состоянии транспорта, а также имеющих место за последние годы аварийных ситуаций с этими грузами. Информация должна включать место, время и масштабы аварий, метеорологическую обстановку в районе аварии в момент ее свершения и последующие дни, а также данные о последствиях аварии для окружающей среды района;

- коллективный анализ полученной информации и выработка приоритетов в создании технологических процессов и образцов техники для ликвидации последствий аварий;

- создание средств современного мониторинга для определения динамики миграции загрязнителей в окружающей среде и определение возможностей их воздействия на растительный и животный мир, а также соответствия состава груза техническим характеристикам;

- проведение исследований и разработок в области возможности совместимости грузов с различными свойствами и выработка требований по подготовке транспорта к перевозке экологически опасного груза;

- разработка методов оценки экологического ущерба от аварий с экологически опасными грузами с целью выработки единой системы требований и мер ответственности за причиненный ущерб;

- разработка организационных мероприятий по ликвидации последствий, подготовка и издание соответствующей регламентирующей и справочной документации;

- поэтапная разработка технологических процессов, уменьшающих негативные последствия аварий с опасными грузами, проектирование и создание соответствующих образцов техники;

- проведение испытаний образцов техники в составе ликвидационных групп на полигонах, а также в реальных условиях;

- разработка методов переработки загрязненных почв с целью их восстановления или частичной утилизации продуктов, входящих в состав груза;

- разработка мероприятий по совершенствованию перевозочного процесса с участием опасных и токсичных грузов, включая механизацию погрузочно-разгрузочных работ, систему экспертной оценки состояния остатков, оптимизацию маршрутов и режимов движения и т. п.;

- разработка новых и совершенствование существующих конструкций подвижного состава для транспортировки опасных и токсичных грузов.

На каждом этапе необходимо предусмотреть периодическое проведение обмена информацией о состоянии разработок, направлении их дальнейшего развития и наличия аналогичных разработок в странах мирового сообщества.

1. Транспорт: наука, техника, управление, 1996, № 5, с.2-19.

2. В.Н.Плахотник, В.И.Сираков, Ю.Я.Чернявский, Л.А.Ярышкина,  Экологические аспекты аварий на железных дорогах стран членов ОСЖД, Бюллетень ОСЖД, 1997, №6, с.7-9.

3. Транспорт и окружающая среда, Рабочие материалы международного семинара ЕВRD-Haskoning, 1994, Киев, 300с.

4. Транспортный бюлетень. Транспрес&c. 1993-2003.

5. V.N.Plakhotnik, V.V. Popov, A.Kh. Drabkina,  L.A.Yaryshkina, Yu.B.Olevskaya, I.L.Gulivets, Chemical aspects of transport influence upon the environment, 35 th IUPAC Gongress, Instanbul, 1995, p.179.

6. V.N.Plakhotnik,  A.Kh. Drabkina, N.A.Vol-kovnitskaya, L.V.Chaukina,  L.A.Yaryshkina, The influence of the Ukrainian railway transport upon the environment, International Conference, Traffic effects on structures and environment, 1994, Slovakia, VII, p.125-128.

7. V.N.Plakhotnik, N.E. Soroka, I.L.Gulivets, L.A.Yaryshkina,  Metods of neutralizing proceeding and utilizing the waste materials from railway transport enterpises, International Scientific-practical conference “CPWM-96”, Dnepropetrowsk, 1996, p.69.

8. Протоколы совещаний экспертов комиссии по транспортной политике, экологии и комбинированным перевозам Комитета ОСЖД.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.