Июн 05 2003

О ходе реализации Программы ГлоБалласт, в том числе, в Украине и о плановых мероприятиях по выполнению национального рабочего плана Украины в 2003-2004 году

Опубликовано в 07:12 в категории Проблемы Черного моря

О ходе реализации Программы ГлоБалласт, в том числе, в Украине и о плановых мероприятиях по выполнению национального рабочего плана Украины в 2003-2004 году

Доклад начальника Информационно-аналитического центра безопасности судоходства, руководителя реализации программы в Украине РаботнёваВ.Г. на симпозиуме «Экологические проблемы Черного моря»

(Одесса, 30-31 октября 2003 г.)

Уважаемые участники симпозиума, приглашённые!

Дамы и господа!

Начался последний год реализации совместного проекта Глобального экологического фонда, Программы по развитию ООН и Международной морской организации (ГЭФ, ПРООН, ИМО) по устранению барьеров на пути организации управления судовыми балластными водами и контроля за ними в развивающихся странах – Программы ГлоБалласт. Многое с высоты сегодняшнего дня видится по-другому, чем три года назад, когда на таком же симпозиуме мне выпала честь докладывать о начальной стадии программы. Это касается как задач и функций программы, так и понимания самой проблемы переноса опасных водных и патогенных организмов с судовыми балластными водами.

Больше 10 лет ИМО, её Комитет защиты морской среды (КЗМС), специально созданные рабочая и корреспондентская группы ищут пути решения проблемы, эффективные для целей защиты морской среды и приемлемые для практического воплощения на судах, в портах, в прибрежных водах. Проделана огромная работа, сравнимая, по внесенному интеллектуальному потенциалу и затратам рабочего времени, разве что, с международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ 73/78. После недавно состоявшейся 49-й сессии КЗМС можно с уверенностью говорить о том, что весной 2004 года страны-члены ИМО примут новую международную конвенцию по управлению водяным балластом и осадками на судах. Более подробную информацию вы можете почерпнуть на сайте Одесского демонстрационного центра ГлоБалласт (www.globallast.od.ua) или ИМО (http://globallast.imo.org).

Хочу напомнить вам вкратце об основных задачах нашей программы, поставленных для всех шести демонстрационных центров (в Бразилии, Индии, Иране, Китае, Украине, Южной Африке) и для ИМО, как исполнительного агентства, ответственного за выполнение Программы. К ним относятся:

- разработка и внедрение систем обработки и распространения информации на международном и национальном уровне;

- разработка и осуществление региональных планов действий;

- оценка уровня и типа рисков, прежде всего, для наиболее уязвимых природных ресурсов;

- согласованные исследования и разработка альтернативных, более эффективных систем обработки водяного балласта;

- внедрение программы наблюдения за выполнением требований ИМО и соответствием установленным стандартам;

- продвижение в судоходство современных решений проблемы;

- развитие национальных и региональных сил, направленных на решение проблемы водяного балласта;

- разработка стратегических мероприятий по обезвреживанию в регионе вторгающихся водных экзотических организмов;

- интеграция программ управления балластными водами и обезвреживания нежелательных водных организмов в существующие морские и прибрежные схемы управления;

- интенсификация сотрудничества развивающихся и развитых стран на региональном уровне;

- поиск долгосрочных финансовых и спонсорских программ поддержки процессов управления и контроля водяного балласта.

Эти задачи общего характера на уровне национальных планов стран-участниц, в том числе, Украины, детализированы и переведены, если можно так сказать, на язык конкретных дел.

1. Основные результаты работы Программы

1.1. Основной этап оценки риска переноса опасных водных и патогенных организмов завершен во всех странах. Украинская национальная группа при активном участии Одесского морского торгового порта, Информационно-аналитического центра безопасности судоходства при Государственном департаменте морского и речного транспорта, поддержке Одесского филиала Института биологии южных морей, Украинского научного центра экологии моря, Института медицины транспорта подготовила необходимый массив данных, и представила его для обработки, анализа и практического внедрения. Проведен сравнительный анализ экологических параметров портов-доноров и портов-реципиентов для непосредственного подсчета фактора риска заноса опасных организмов из тех биорегионов, суда с водяным балластом из которых наиболее часто посещают наши порты. В результате выяснено, что:

- максимальное количество водяного балласта и частота его транспортировки в порт Одесса приходится на болгарские порты и порты Адриатики;

- наибольшая схожесть экологических параметров зарегистрирована для Одессы и портов, находящихся на той же географической широте;

- наибольший риск заноса экзотических водных организмов в Черное море приходится на порты Средиземного моря.

В настоящее время начался подготовительный период к распространению методики сбора, анализа и использования данных в других портах Украины и портах черноморских государств.

1.2. Базовые исследования морской среды Одесского порта, проведены в 2001 году. В июле 2002 года проведена дополнительная экспедиция, которая провела отбор проб в основных точках Одесского порта в теплое время года, что дало возможность получить более полные данные для анализа и определения видового состава. Результаты представлены на 1-м Международном совещании по методам биологических исследований и мониторинга. Итоги работы Одесского демонстрационного центра оказались наиболее доказательными по сравнению с другими демонстрационными центрами: на акватории Одесского порта обнаружены 29 организмов-вселенцев, из которых 19 найдены впервые!

Большинство из них завезены на акваторию Одесского порта из районов Атлантики, Средиземного моря. Среди них: Thalassiotrix mediterraneae, Alexandrium pseudogonyaulax, Gymnodinium uberrimum, Balanus amphitrite, Mytilus edulis,  Mytilus trossulus, Ercolania funerea и ряд других.

На основе выявленного видового состава подготовлен специальный демонстрационный плакат с изображениями и описаниями вселенцев Черного моря, позволяющий специалистам и общественности ознакомиться с ними, а также с районами, откуда они были завезены. С использованием видеосъемки, произведенной в процессе отбора гидробиологических проб, монтируется вторая серия научно-популярного и учебный фильмы, посвященные проблеме переноса опасных водных организмов с судовыми балластными водами. Опубликован и готовится ряд статей по данной проблеме для научных и популярных изданий.

Для получения более полной картины биологического состояния водной среды порта, в настоящее время заканчивается подготовка полевых и лабораторных исследований микробиологического состояния. Комплексный анализ проб балластной забортной воды позволит, как нам кажется, сделать обоснованные выводы о степени влияния судоходства на биологическое «здоровье» моря.

1.3. Касаясь мероприятий по управлению балластными водами, хочу отметить, что в вопросе реализации требований (рекомендаций) Руководства ИМО по контролю за водяным балластом судов и управлению им для сведения к минимуму переноса вредных водных и патогенных организмов, принятым в 1997 году Резолюцией Ассамблеи А.868(20), во всех шести ведущих странах проекта картина совершенно разная. Настолько же разная, как и принципы организации государственного управления и надзора за безопасностью судоходства и природопользованием в Китае, Иране, Бразилии, Южной Африке, Украине и Индии. Подготовительная работа, проделанная всеми странами по разработке нормативно-правовых актов (я на этом остановлюсь немного позже) далеко не везде нашла своё отражение на уровне практических мероприятий морских администраций или парламентов.

У нас сделаны первые реальные шаги: издан и введен в практику работы приказ Государственного департамента морского и речного транспорта, устанавливающий порядок сбора данных о водяном балласте в портах и дающий хорошую основу для систематизации информации, лежащей в основе оценки риска и других мероприятий будущего национального плана Украины по управлению водяным балластом. Сейчас идет последний этап разработки законодательных предложений. Конкретные предложения по совершенствованию системы управления по окончании этого этапа будут переданы для рассмотрения в Министерство транспорта и другие центральные органы исполнительной власти.

1.4. Подготовительные мероприятия по разработке единого методологического подхода к подготовке и переподготовке моряков и береговых специалистов по проблеме, сдвинулись, наконец, с мертвой точки. И, хотя пока еще не готов базовый, международный документ, разработка которого лежит на Координационном центре программы и его консультантах, первый международный семинар, посвященный адаптации методологии TRAIN-X прошел весной 2003 года в Рио-де-Жанейро. В настоящее время мы заняты адаптацией основных методических рекомендаций (пакета учебных материалов) для Украины. Фактически речь идет о разработке и внедрении учебных программ для специалистов морского транспорта, посвященных управлению водяным балластом, на всех уровнях подготовки и обучения. Особое внимание этому направлению мы придаем в связи с предстоящим подписанием международной конвенции по водяному балласту.

1.5. Один из самых интересных компонентов  программы – распространение информации о проблеме и мерах по её решению среди заинтересованных специалистов, мы распространили на весь спектр потенциальных участников решения: от школьников до ученых, от курсантов до капитанов. Разработанные на первом этапе типовые лекции по проблеме, рассчитанные на различный уровень аудитории, прочитаны уже десятки раз в школах, морских и экологических средних и высших учебных заведениях. Совместно с Одесской национальной морской академией проведен 1-й Научно-практический семинар по проблеме управления судовыми балластными водами (для специалистов высших и средних морских учебных заведений). Состоялся продуктивный, интересный обмен мнениями, участникам розданы учебные и методические материалы, они получили самые свежие данные о проблеме, путях ее решения, работе Программы.

2-й семинар, проведенный в Институте последипломного образования руководящих работников и специалистов водного транспорта Украины, позволил ознакомить с проблемой портовых специалистов: инспекторов портнадзора и работников природоохранных подразделений. Именно на них будет возложена в будущем основная работа по выполнению береговой составляющей международной конвенции по управлению водяным балластом и осадками. Наш 3-й семинар собрал работников судоходных компаний, агентирующих и экспедиторских организаций, других предприятий судоходства.

На 4-й семинар были приглашены научные работники, связанные с проблемами судоходства и морской экологии. Были проанализированы предложения по созданию национальной системы управления и контроля судового водяного балласта, которые Министерство транспорта предложит как для правового регулирования, так и для воплощения на судах украинского флага и в украинских портах.

1.6. Базовые исследования национального законодательства Украины в привязке к её международным обязательствам по конвенциям ООН и ИМО, проведенные при активном участии Института государства и права Украины и профессора А.Ф. Высоцкого; представление их еще в конце 2001 года на специально созванной конференции в Международном морском университете в Швеции; обобщенные рекомендации относительно правового режима исполнения требований, касающихся водяного балласта, подготовленные доктором М. МакКоннел – всё это дало нам хорошие основания для окончательной разработки рекомендаций по конкретным проектам нормативно-правовых актов Украины, направленных на адаптацию нашего законодательства к требованиям ИМО и Евросоюза касательно водяного балласта судов. Эта работа уже начата и до конца текущего года такие рекомендации планируется передать для использования компетентными органами власти.

1.7. Интересное направление работы, имеющие ярко выраженный национальный характер – поиск технологии обработки балластных вод в судовых условиях. Поиск научных и практически воплощенных идей, способных лечь в основу искомой технологии, принес несколько оригинальных, свежих идей из различных отраслей науки и техники. В том числе, на направлениях, не опробованных, согласно опубликованным ИМО данным, нигде в мире. В декабре 2002 года нами была собрана группа экспертов, возглавляемая доктором, профессором Национального транспортного университета О.Л.Петрашевским. Эта группа всесторонне проанализировала представленные предложения и внесла наиболее перспективный вариант на рассмотрение ИМО для дальнейшего развития в рамках Программы.

Технологическое решение, проект которого был одобрен группой экспертов, базирующееся на гидродинамических принципах обработки, в настоящее время прошло этап создания технической документации и апробации первого, предмодельного образца установки. Представленное на рассмотрение специального 2-го Научно-исследовательского симпозиума в Лондоне, это предложение Украины вызвало большой интерес и получило поддержку ИМО. Ключевой проблемой в дальнейшем развитии этого направления является сегодня разработка научно обоснованной программы испытаний, позволяющей получить достоверные данные об эффективности обработки и выбор оптимальных режимов работы, соответствующих стандартам (критериям), заложенным в проект конвенции.

1.8. Существенное продвижение по пути реализации региональной составляющей Программы было осуществлено в Украине в 2001 году. Первая Конференция стран Черного моря по контролю и управлению водяным балластом, проведенная в Одессе с участием представителей высокого уровня всех черноморских морских администраций, региональных экологических и судоходных организаций, Генерального секретаря ИМО г-на В. О`Нила, положила хорошее начало этой работе. Был утвержден Региональный план действий, намечены основные принципы сотрудничества, даны перспективные задания региональным силам Программы. Руководство ИМО, ГЭФ и ПРООН высоко оценили усилия Украины по проведению этой работы. Благодарность Правительству Украины была включена в официальный отчет о работе 44-го Комитета защиты морской среды ИМО. В настоящее время совместно с ИМО и Стамбульской комиссией готовится заседание лиц, ответственных за реализацию Программы в Черноморских странах.

1.9. Интересной получилась работа, проведенная при участии многих членов национальной оперативной группы Украины. Я имею в виду два документальных фильма, предназначенных для популяризации знаний о проблеме водяного балласта. Созданы они, в основном, благодаря научному сотруднику ИнБЮМ А.П. Куракину. Второй фильм, созданный в Украине, носит больше научно-методологический характер и посвящен отдельным технологическим процессам базовой оценки окружающей среды в порту. Предназначен он для специалистов черноморских стран, привлекаемых к этой работе в рамках регионального сотрудничества и в послепрограммный период. Оба фильма на русском и английском языках широко распространены для заинтересованных организаций в CD копиях.

На следующем этапе реализации Программы запланированы съемки второй серии фильма, посвященной итогам двухлетней работы и новым реалиям в процессе решения ИМО проблемы балластных вод.

1.10. Работа по распространению знаний о проблеме в целом и о проекте, в частности, невозможна сегодня без применения современных средств распространения информации. Я имею в виду компьютерные технологии. Нам удалось подготовить и запустить электронную страничку, посвященную украинскому сегменту Программы, которая сегодня доступна каждому, кто желает ознакомиться с новостями Программы, планами и осуществленными мероприятиями, новинками литературы и так далее. Страничка поддерживается нашими силами при участии дочерней компьютерной компании СК «Укрферри».

 

2. О плановых мероприятиях на 2003 год

Только недостаток времени не позволяет мне еще полчаса рассказывать о тех мероприятиях, которые удалось в какой-то степени завершить в 2000 - 2003 годах. Однако требования регламента заставляют меня перейти ко второй, заключительной части.

Итак, нас ожидает:

- окончательная работа по внедрению процедур оценки риска в практику Одесского порта и распространение этого опыта на остальные украинские порты;

- заключительная стадия обработки результатов базовой оценки экологического состояния среды Одесского порта, дополнительный анализ морской среды с целью выявления патогенной составляющей;

- заключительная работа по имплементации в национальное законодательство правовых норм ИМО относительно водяного балласта;

- практические шаги по исполнению совместно со Стамбульской комиссией Регионального плана действий;

- продолжение лекционной работы в школах, морских училищах, академии, университете, колледжах по проблеме балластных вод;

- внедрение модельных курсов для моряков и берегового персонала для обучения процедурам управления водяным балластом;

- выпуск нового, заключительного фильма о проблеме с учетом других направлений Программы;

- окончание разработки перспективной технологии обработки водяного балласта, подготовка и испытание головного образца судового устройства;

- поиск новых форм сотрудничества, предназначенных для поддержки решения целей и задач Программы после 2004 года, проведение конференций потенциальных доноров.

В заключение, хотелось бы поблагодарить вас за внимание и от имени Программы ГлоБалласт, а также, Государственного департамента морского и речного транспорта пригласить вас, уважаемые коллеги, к сотрудничеству по решению множества интереснейших задач, стоящих перед Украиной в связи с необходимостью предстоящей имплементации международной конвенции по управлению и контролю водяного балласта судов.

Благодарю за внимание.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.