Июн 09 2003

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Опубликовано в 16:59 в категории Проблемы Черного моря

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 А. В. Гаврилов, Л. А. Гаврилова

Одесский национальный Морской университет, Одесса;

ИТИ «Биотехника» Академии аграрных наук Украины, Одесса

На современном этапе экологическое образование и воспитание должно охватывать студентов всех специальностей на всех ступенях обучения и являться важным элементом общественной деятельности. Оно должно вовлекать студентов и последующих специалистов в активный процесс решения экологических и природоохранных проблем в конкретных обстоятельствах; поощрять инициативу, чувство ответственности и стремление к улучшению сложившейся экологической ситуации, утверждая при этом приоритет глобального подхода к анализу экологических проблем.

Проблема организации экологического образования и воспитания является межведомственной, потому что имеет ярко выраженную региональную направленность и, следовательно, не может быть решена только учреждениями науки. Экологическое воспитание должно быть реализовано только на определенном образовательном фундаменте, составленном с учетом антропогенного воздействия на окружающую среду и рассчитанном на различные категории специалистов мореходства и морского промысла, лесного и сельского хозяйства, промышленности и других областей. 

Особое внимание следует уделять экологическому образованию и воспитанию студентов инженерно-технических и строительных специальностей, выпускники которых смогут использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности. Именно от их экологической грамотности и компетентности будет зависеть состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В условиях научно-технического прогресса человечество оказывает сильное воздействие на окружающую среду, загрязняя ее, нарушая динамическое равновесие различных экосистем и их целостность. В

настоящее время отходы производства прибрежной зоны Черного моря, городского и морского транспорта отравляют воздух и воды, уменьшают содержание кислорода, увеличивают в то же время количество углекислого газа и многих других вредных веществ. Загрязнение одесских лиманов и акватории Черного моря, особенно ее прибрежной зоны, приводит к пагубному воздействию на жизнедеятельность различных представителей морской фауны и флоры, истощению рыбных богатств.

Охрана окружающей среды, воспроизведение ее ресурсов и рациональное использование их стало в Украине одной из важнейших государственных задач. Широта и значимость экологических знаний для каждого человека неизмеримо возросли. Преподаватель высшей школы должен глубоко осознать великую силу экологических знаний в нашем обществе, в жизни и в труде каждого человека и быть убежденным в этом с тем, чтобы воспитать убежденность такого рода и у студентов. Без увлеченности своей наукой преподаватель не сможет добиться успеха в обучении курсу экологии и, главное, в экологическом воспитании студентов на ее материале.

Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает. В этих условиях очень важно провести оптимальный отбор и структурирование содержания курса «Основы экологии», что является одним из главных условий его трансформации и развития. Важным условием прочного усвоения студентами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе является проецирование следующих основных дидактических принципов на содержание курса «Основы экологии».

Принцип научности. В основу этого принципа положено научное обоснование изучаемых природных явлений, законов, закономерностей, позволяющее студентам познавать их сущность. Он предусматривает соответствие содержания изучаемого курса (в данном случае – экологии) уровню развития этой науки в данный исторический период. Научность учебного материала обязывает включать в его содержание строго проверенные и установленные наукой факты.

Принцип гуманизации. Он предполагает обращенность к личности студента, обеспечение условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями и возможностями.

Принцип системности и доступности. При разработке учебных планов и программ системность предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знании, умений и навыков. Доступность в отборе и построении учебного материала требует, чтобы изучаемый материал по своему содержанию, объему и методам преподавания соответствовал возрасту студентов, уровню их подготовленности и познавательным возможностям обучаемых.

      Принцип гибкости. Реализация принципа должна обеспечивать реальную возможность оптимального учета специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей конкретного учебного заведения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий.

      Принцип единства и взаимосвязи общего, политехнического и экологического образования. Этот  принцип предусматривает такую структуру учебных планов и программ, которая обеспечивала бы оптимальность реализации межпредметных и межцикловых связей, оптимальное соотношение общего, профессионального и экологического образования, органическую связь теоретического и практического обучения.

В настоящее время для современной экологической науки характерно быстрое развитие дифференцированных знаний о природе и разнообразных методов научных исследований. В связи с этим возникают и приобретают самостоятельное значение все новые и новые отрасли этой науки. Вместе с тем обнаруживаются стыки между экологией и другими науками, наблюдается привлечение достижений одной отрасли науки к решению проблем других отраслей, что приводит даже к возникновению новых наук синтетического характера. Таким образом, появились науки биоэкология, геоэкология, техноэкология и социоэкология, которые в свою очередь, имеют дальнейшее деление на более специфические науки.

      Принцип деятельной направленности экологического образования. Этот принцип предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям обучаемых с содержанием их деятельности, понимания важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в сложно-прогнозируемых и изменяющихся условиях окружающей среды.

      В процессе учебно-практических занятий по экологии преподаватель должен так проводить свои занятия, чтобы студенты убедились в практической необходимости получения экологических знаний, закреплении полученных теоретических знаний по экологии. Приобретая навыки и умения в выполнении экологических расчетов, пользовании приборами и методиками по определению содержания вредных веществ в атмосфере и степени загазованности воздушного пространства производственных помещений вредными для здоровья химическими соединениями, студенты понимают, что компетентность специалиста кроме выбранной специальности требует также и экологического образования.

       Принцип унификации. Данный принцип предполагает использование модели учебного плана для различных вариантов экологического обучения, использование единого типового плана на  учебную специальность; расширение возможностей использования типовых учебных программ по курсу «Основы экологии» для нескольких учебных специальностей.

      Исходные принципы обеспечивают реализацию единых требований к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов, которые определяются в образовательных стандартах на каждую учебную специальность.     

       В заключение необходимо отметить, что усилия коллектива кафедры «Безопасность жизнедеятельности» кораблестроительного факультета ОНМУ направлены на то, чтобы подготовленный специалист в области экологии мог бы не только квалифицированно прогнозировать возможный ущерб, наносимый окружающей среде от вверенного ему производственного объекта, но и умело владеть методами его предотвращения.  

Список литературы

      1. Асаенок И. С. , Новиков Е. В. Пути совершенствования экологической подготовки специалистов на основе многоотраслевой модели обучения // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция – состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. II. (Минск, апрель, 1999). – Мн., 2000. – С. 109 – 110.

      2. Гаврилов А. В., Гаврилова Л. А. Основные критерии деятельности преподавателя, определяющие эффективность учебно-воспитательного процесса // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция – состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999). – Мн., 2000. – С. 201 – 203.

      3. Гарин В. М. , Кленова И. А., Колесников В. И. Экология для технических вузов //Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 384 с.  

      4. Назарук М. М. Основи екології та соціоекології // Львів: Афіша, 1999. – 256 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.