мая 28 2003

Пропаганда природоохранной деятельности в процессе демонстрационной программы

Опубликовано в 13:27 в категории Проблемы Черного моря

Пропаганда природоохранной деятельности в процессе демонстрационной программы

Т.А. Домнина, М.О. Сергиевская, О.Н. Чечина

Научно-исследовательский центр Вооруженных Сил Украины «Государственный океанариум», г. Севастополь

Сохранение видового разнообразия животного и растительного мира является важной проблемой человечества. Среди факторов, негативно влияющих на состояние популяций многих видов организмов, выделяют деградацию среды обитания, обусловленную ее загрязнением, в том числе бытовыми отходами. В связи с этим необходимо воспитывать у людей бережное отношение к окружающей природе, формировать навыки природоохранной деятельности.

Целью настоящей работы является оценка эффективности пропаганды природоохранной деятельности в процессе демонстрационной программы с участием морских животных.

Исследование проведено в научно-исследовательском центре «Государственный океанариум» Украины. Демонстрационная программа с участием морских животных включает лекцию и выступление обученных дельфинов афалин (Tursiops truncatus) и сивуча (Eumetopias jubatus). В ходе лекции, проводимой перед демонстрационной программой, сообщаются основные сведения по биологии обитающих в Черном море дельфинов, данные по снижению их численности и причинах этого явления. Акцентируется внимание зрителей на вредном действии бытовых отходов на состояние обитателей моря. В частности, в настоящее время общемировой проблемой является мусор на берегу и в море, так называемая «пластиковая чума моря» [1]. Пластик на всех стадиях механического разрушения ведет к негативным последствиям. Он может случайно поедаться различными животными, от беспозвоночных до птиц и дельфинов и приводить к падению продуктивности, болезням и даже их гибели. Кроме того, скопление пластиковых пакетов и пленки на дне нарушает газообмен на границе «вода-дно», ведет к появлению заморных пятен. Пластик на пляже ведет к формированию анаэробных областей в песке, гибели организмов, нарушению хода процессов самоочищения и т.д.

С использованием метода анкетирования опрошено 222 респондента. При проведении исследования использовался метод бесповторного случайного отбора [3]. В процессе исследования использовано три варианта анкет. Анкеты содержали по два вопроса, направленных на получение основной информации, и третий, связанный с демографическими характеристиками опрашиваемых.

Среди опрошенных составили: школьники (возраст до 17 лет) 31 %, люди в возрасте от 18 до 40 лет – 53 %, старше 41 года – 16 %. В результате проведенных исследований установлено, что 20 % респондентов впервые узнали об экологических проблемах Черного моря и сокращении численности обитающих в нем дельфинов, 78 % - получили новую информацию по этому вопросу, 2 % ничего нового не узнали. Несмотря на то, что большая часть респондентов (60 %) пришли на демонстрационную программу с целью отдохнуть, 73 % из них проявили интерес к проблеме улучшения экологической обстановки, и в том числе 38 % - причинам сокращения численности дельфинов. На вопрос «Что нужно сделать, чтобы улучшить экологическое состояние Черного моря?», основная масса респондентов (88 %) отметила вариант ответа «не засорять прибрежную зону».

Результаты настоящего исследования подтверждают ранее полученные данные о необходимости включения в лекцию сведений по биологии морских млекопитающих и экологических проблемах Черного моря [2]. Как показал проведенный опрос, основной мотивацией посещения программы является отдых. В то же время, подавляющее большинство посетителей с интересом относится к информации по проблеме сохранения окружающей среды. Кроме того, в результате просмотра демонстрационной программы формируется понимание того, что для улучшения экологического состояния моря необходимо не засорять прибрежную зону бытовыми отходами.

В Государственном океанариуме проводятся и практические занятия по формированию навыков природоохранной деятельности у школьников и студентов. Для этого после демонстрации обученных морских животных проводится экологический десант по уборке территории заказника от бытового мусора. Это позволяет не только формировать природоохранное мировоззрение, но и обучать школьников конкретным действиям по сохранению окружающей среды.

Таким образом, демонстрационная программа с участием морских животных позволяет эффективно осуществлять пропаганду природоохранной деятельности среди широкой общественности. Способствует формированию действий, направленных на сохранение окружающей среды.

1.Акватория и берега Севастополя: экосистемные процессы и услуги обществу. Аквавита, 1999. – 289 с.

2. Чечина О.Н., Домнина Т.А. Роль демонстрации обученных морских млекопитающих в экологическом воспитании и пропаганде природоохранной деятельности // Экологические проблемы Черного моря. - Одесса, 2002. - С. 273 - 275.

3. Ядов В.А. Стратегия социологических исследований. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет, 1999. – 596 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.