Июн 02 2003

Водный режим Хаджибейского лимана и мероприятия по его регулированию

Опубликовано в 16:20 в категории Проблемы Черного моря

1.

ВОДНЫЙ РЕЖИМ ХАДЖИБЕЙСКОГО ЛИМАНА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЮ

Исаков М.И., Сирота Б.Я., Решетников Н.Ф., Н.Н. Решетинский

Институт «Укрюжгипроводхоз», Одесса

Одесская региональная Академия наук /ОРАН/, Одесса

С января 2003г., и без того высокий, уровень воды в Хаджибейском лимане резко повысился и стал критическим ввиду высоких отметок воды, опасности перелива воды через дамбу с последующим её разрушением и затоплением жилого и промышленного района г. Одессы – Пересыпи. Были приняты меры по укреплению берегового откоса мешками с песком, осуществлена каменная наброска для гашения волн. Необходимо подчеркнуть, что ситуация временами вынуждала даже прерывать на 2-3-е суток движение по дороге «Обход г. Одессы», проходящей по гребню дамбы.

К концу мая месяца опасность перелива воды и размыва дамбы значительно уменьшилось ввиду снижения уровня воды в результате интенсивной откачки воды в море.

Создавшаяся ситуация на Хаджибейском лимане была предметом пристального внимания и неоднократного обсуждения городскими и областными структурами, принимались срочные меры по снижению уровня воды в лимане. Однако, кардинального решения по предотвращению аварийной ситуации в будущем на Хаджибейском лимане, к сожалению, не принято.

Публичное обсуждение критической ситуации 2003г. на Хаджибейском лимане в форме прессконференции 27 февраля с.г. было проведено депутатской фракцией Одесского горсовета под руководством Ю.А. Преснова. Ситуацию изложили представители Одесской региональной Академии наук (ОРАН), проектного института «Укрюжгипроводхоз» и Гидрометцентра Черного и Азовского морей.

Уровенный режим лимана определяется естественными и антропогенными факторами и характеризуется неуклонным ростом с начала века при наибольшей интенсивности за последние 40 лет. С 1960 года среднегодовой уровень лимана вырос от минус 2,0 м БС (Балтийской системы) до плюс 1,8 – 2,0 м БС в настоящее время. За этот же период уровни воды аналога – Куяльницкого лимана – значительно понизились.

Определяющим фактором естественного хода уровней Хаджибейского лимана является объем весеннего половодья в бассейне основной питающей реки – Малый Куяльник. Значительные по объему весенние половодья имели место в 1932, 1940, 1941, 1948, 1963, 1969, 1980, 1985, 1996, 2003 г.г.

Основным антропогенным фактором является сброс сточных вод г. Одессы в лиман. В довоенный период объем сброса составлял 10-30 млн.м3 в год, в 60-80 годы составлял до 150 млн.м3 в год, в последнее время до 60 млн.м3. К 1969 году уровень воды в лимане поднялся до гребня Хаджибейской дамбы и достиг опасных отметок (до 2,21 мБС). В связи с этим по проекту института «Укрюжгипроводхоз» в 1969г. был построен канал «Лиман-Море», организовано самостоятельное управление этим каналом, что позволило к 1972 году понизить уровень воды в лимане до отметки минус 0,4 м БС.

После ликвидации самостоятельного управления в 1973г. уровень воды в лимане стал повышаться и в 1996г. достиг отметки 2,2 м БС. Поэтому институтом «Укрюжгипроводхоз» (генпроектировщик) и институтом «Одессагипродор» (субпроектировщик) в 1996-97 г.г. был разработан ТЭР «Реконструкция участка автомобильной дороги «Обход г. Одессы» по дамбе Хаджибейского лимана, км 10,8…15,5». Задание на разработку ТЭР было выдано Государс- тве ной корпорацией «Укравтодор» и Одесской облгосадминистрацией в марте 1996г.

Существующая автомобильная дорога «Обход г. Одессы» расположена в северной части города и связывает автомобильные дороги общегосударственного значения «С.Петер –

2.

бург-Киев-Одесса», Ростов-на-Дону-Одесса», «Брест-Кишенев-Одесса», «Одесса-Рени», «Одесса-Березовка», а также местные дороги, расположенные в пригородной зоне. При реконструкции автодороги по дамбе Хаджибейского лимана одними из основных, являются вопросы назначения отметки гребня дамбы и уровня сработки лимана с учетом того, что Хаджибейский лиман до сего времени является водоприемником сточных вод СБО (станция биологической очистки) «Северная» г. Одессы.

Технические возможности канала «Лиман-море» регулировать уровенный режим ограничены в связи с тем, что не решен вопрос круглогодичного отвода сточных вод СБО «Северная» в море, т.к. водовыпуск не выведен на 4,2 км от берега, в соответствии с санитарными нормами и правилами. Эксплуатационные среднегодовые уровни лимана за 1985-2002 г.г. колебались в пределах 1,7…2,1 м БС только благодаря маловодности этого периода на питающих реках. Половодье по типу половодья 1963, 1969 год может вызвать подъем уровня в лимане до отметок 3,0 : 3,5 м БС (без учета ветро-волновых нагрузок), что может привести к переливу воды, разрушению дамбы и затоплению территории промышленной и жилой застройки на площади 25 км2.

В сентябре 2003г. проблема Хаджибейского лимана по инициативе авторов при поддержке городской депутатской фракции «Трудовая Одесса» и партии «Трудовая Украина» представлялась на стендовой выставке Международной научно-практической конференции «Проблемы реформирования и развития водопроводно-канализационного хозяйства Украины». К сожалению, организаторы конференции вопрос о Хаджибейском лимане оставили за кулисами.

Что же мы вынуждены констатировать ?

Относительно водного режима Хаджибейского лимана сегодня нам известны вероятностные оценки появления половодья редкой повторяемости, способного переливаться через дамбу. Поэтому задача состоит в том чтобы, взвесив экономические, а возможно и людские потери, поставить их на весы экономической выгоды текущего дня и принять соответствующее решение.

В связи с этим крайне необходимо срочно выполнить ряд технических проработок, причем предшественником этих проработок должна быть экономико-социальная оценка возможных событий.

Итак, для предотвращения повышения отметок Хаджибейского лимана выше гребня дамбы должна быть создана свободная емкость в лимане. Это может быть достигнуто за счет круглогодичного отвода вод из лимана и сточных вод СБО «Северная» г. Одессы в Черное море;

Круглогодичный отвод сточных вод в Черное море решается в проектном режиме работы СБО «Северная» после окончания строительства глубоководного выпуска из СБО «Северная».

Сегодня для существенного понижения уровня в Хаджибейском лимане необходимо увеличить производительность комплекса сооружений канала «Хаджибейский лиман – Черное море». Для этого, с учетом существующего в настоящее время порядка сброса воды в море в холодное время года, а в Хаджибейский лиман – в теплое время года, расход насосной станции откачки должен быть увеличен в 3 раза. При этих условиях снижение уровня воды до расчетного может произойти за срок до 3-х лет.

Выше указывалось, что в настоящее время уровень воды в Хаджибейском лимане является аварийным, недопустимо высоким (отм. воды на 31.12.02г. 1,79 м БС, на 11.04.03г. 2,36 м БС, на 13.10.03 1,78 м БС).

Расчеты показывают, что при таких отметках, при неблагоприятном штормовом ветре или при приходе даже небольших паводков, может произойти перелив воды с разрушением дамбы и временного парапета. В настоящее время по каналу «Лиман-море» откачивается в Черное море 260-300 тыс. м3/сут., т.е. расход СБО «Северная». Откачка воды из лимана не производится ввиду отсутствия, по данным КП «Одесводоканал», средств на эти цели.

3.

В чем же, в конечном счете, дело ?

Попробуем представить, согласно существующего законодательства, иерархию структуры, которая должна обеспечивать решение проблемы.

1. Хаджибейский лиман – водный объект местного значения и управление им относится к компетенции областного Совета народных депутатов по вопросам регулирования водных отношений (ст.5, 8 «Водного кодекса Украины» – ВКУ). Лиман, является водоемом комплексного использования: как водоприемник сточных вод СБО «Северная» г. Одессы, для рыбохозяйственных целей, для рекреации, имеет транспортное назначение, в т.ч. проходят автодороги «Обход г. Одессы» и автодорога Одесса-Киев в районе с. Алтестово. В соответствии с Земельным кодексом Украины (ст.58), земли занятые лиманом, гидротехническими сооружениями и т.п. относятся к землям водного фонда.

2. Местное самоуправление в Одесской области осуществляется через городские, сельские и поселковые Советы и их исполнительные органы (ст.118 Конституции Украины – КУ). Областной и Городской Советы могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для исполнения общих проектов и для общего финансирования коммунальных предприятий, организовывать для этого соответствующие органы и службы, что и было выполнено в 1969-72 г.г. путем организации Управления канала «Лиман-море» (ст.142 КУ, ст. 10, 49 ВКУ).

Что же делать ?

Областному и городскому Советам народных депутатов, необходимо реанимировать бывшее Управление канала «Лиман-море» в виде отдельной организации в соответствии с законодательством для комплексного управления водным режимом Хаджибейского лимана. Для этого необходимо:

1. Согласно статьи 42 КУ и статей 10, 49 ВКУ решить вопрос о восстановлении ранее ликвидированного Управления канала «Хаджибейский лиман – Черное море» или создание аналогичной организации, за счет долевого участия водопользователей. При необходимости оформление п.1 провести через Кабинет Министров.

2. Решить вопрос о разработке «Паспорта Хаджибейского лимана» и «Правил эксплуатации Хаджибейского лимана». Следует подчеркнуть, что наличие этих двух документов позволит грамотно маневрировать финансовыми и техническими средствами в целях предотвращения вероятностных катастрофических ситуаций.

3. Учитывая крайнюю изношенность комплекса сооружений канала «Хаджибейский лиман – Черное море» (эксплуатируется с 1969г.), в первую очередь необходимо решить вопрос о строительстве 2-ой нитки канала и реконструкции соответствующих сооружений: РЗУ, головной шлюз, земляной самотечный канал, КНС-25 и др.

4. Рассмотреть перспективу функционирования комплекса «Хаджибейский лиман, СБО «Северная» и Черное море».

1. Проектное задание «Восстановление и реконструкция канала «Хаджибейский лиман –Черное море» Арх. ин-та «Укрюжгипроводхоз», Одесса, 1965г.

2. Рабочая документация «Неотложные мероприятия по понижению уровня Хаджибейского лимана в 1969г.», ин-т «Укрюжгипроводхоз», Одесса, 1969г.

3. ТЭР «Реконструкция участка автомобильной дороги «Обход г. Одессы» по дамбе Хаджибейского лимана, км 10.8…15,5» г. ин-т «Укрюжгипроводхоз», Одесса, 1997г., 132 стр.

4. Исаков М.И. Параметры годового стока малых рек Причерноморской низменности. Тезисы Международного симпозиума «Расчеты речного стока», С.Петербург, Россия, 30 октября – 3 ноября 1995г., с. 98-99.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.