Июн 05 2002

РОЛЬ ДЕМОНСТРАЦИИ ОБУЧЕННЫХ МОРСКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

РОЛЬ ДЕМОНСТРАЦИИ ОБУЧЕННЫХ МОРСКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

И ПРОПАГАНДЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. Н. Чечина, Т. А. Домнина

Научно-исследовательский центр “Государственный океанариум”

Вооруженных Сил Украины, г. Севастополь

В связи с резким сокращением численности различных видов китообразных и ластоногих, в том числе, обитающих в Черном море, актуальной проблемой является сохранение их популяций. Для содействия эффективной политики в отношении морских млекопитающих ЮНЕП совместно с ФАО в 1985 году был разработан глобальный план действий по охране, освоению и использованию морских млекопитающих [1]. Одной из задач этого плана является необходимость "разъяснять среди широких общественных слоев природу морских млекопитающих, в особенности на основе современных данных науки, а также их роль в экосистемах в прошлом, настоящем и будущем …".

Во многих океанариумах мира проводятся научно-демонстрацион-ные, эколого-воспитательные и развлекательные программы с участием в них морских млекопитающих. Но, несмотря на это, отсутствует научно обоснованный подход к использованию демонстрационных программ как методу экологического воспитания, природоохранного просвещения. Эколого-просветительские программы обычно включают следующие компоненты: лекцию - показ животными различных действий, сопровождающийся комментарием лектора; взаимодействие зрителей с животными в процессе представления и после него; музыкальное сопровождение. Очевидно, что в соответствии с этим на человека оказывается определенное эмоциональное и информационное воздействие.

Цель наших исследований – выявление факторов, способствующих повышению эффективности воздействия демонстрационной программы на экологическое сознание людей.

Основные задачи исследований: – определение состава информации по биологии морских млекопитающих и проблеме их сохранения,

которая вызывает интерес у зрителей; – определение элементов демонстрационной программы, оказывающих наиболее сильное положительное эмоциональное воздействие на зрителей.

Изучение эффективности воздействия демонстрационной программы с участием обученных морских животных на людей проводилось на основе таких методов психологии как контролируемое наблюдение и анкетирование [2]. При использовании контролируемого наблюдения определялась реакция зрителей на показ обученных морских животных, и выявлялись элементы, вызывающие у них наиболее сильные положительные эмоции. Для этого в процессе показа регистрировали следующие элементы поведения людей: смех, аплодисменты (по степени выраженности три группы: слабые, средние и сильные), отсутствие реакции и т.п. Эти элементы фиксировались в протоколах в процессе лекции и при выполнении животными того или иного действия.

При анкетировании использовался так называемый зондажный или экспресс-опрос, применяемый в обследованиях общественного мнения [2]. Анкеты содержали четыре вопроса, направленных на получение основной информации и пятый, связанный с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Опрос проводился сразу после просмотра демонстрационной программы.

В результате проведенных наблюдений установлено, что среди элементов программы наиболее сильно выраженную положительную реакцию (смех, сильные аплодисменты) вызывали следующие действия животных: "пение" дельфинов, "рисование", различного вида прыжки.

Анкетирование показало, что у людей вызвали интерес сведения о происхождении морских млекопитающих (33 %), общие сведения по биологии этих животных (33 %), о дружбе людей и дельфинов (14 %), общении дельфинов на расстоянии и эхолокации (20 %).

В ответ на вопрос "В какой мере расширились Ваши знания о морских млекопитающих после просмотра демонстрационной программы" получены следующие данные: 77 % опрошенных узнали очень много нового, 13 % – узнали очень мало, 10 % – ничего нового не узнали.

При постановке вопроса "Что нового Вы хотели бы узнать о морских млекопитающих" и предложенных вариантах ответа: 1) экологические проблемы Черного моря и обитающих в нем дельфинов; 2) поведение дельфинов в природе или 3) другие темы, получены следующие результаты. Наибольшее количество опрошенных посетителей (60 %) проявили интерес к поведению дельфинов в природе, 30 % – экологическим проблемам, 10 % – к другим темам, в числе которых - история создания Государственного океанариума.

На вопрос, "Какие действия животных вызывают у Вас наиболее сильные положительные эмоции", 53 % зрителей ответили "пение", "рисование", "вальсирование", 24 % – прыжки дельфинов (через планку, кольца и т.п.), 14 % – апортировку предметов (в первую очередь - обруча с вращением его на роструме, мяча в грудных плавниках), 9 % – контакт дельфина с тренером.

Полученные данные позволяют сделать вывод о достаточно высокой информативности лекции. Сведения по биологии морских млекопитающих, экологических проблемах Черного моря представляют интерес для большинства посетителей. Как свидетельствуют материалы наблюдений за зрителями и анкетирование, наибольший интерес у них вызывают действия животных, имитирующие поведение человека.

Полученные результаты могут быть использованы при проведении дальнейших исследований и усовершенствовании демонстрационной эколого-просветительской программы с участием обученных дельфинов и ластоногих.

Литература

1. Глобальный план действий по охране, управлению и использованию морских млекопитающих. // Доклады и исследования ЮНЕП по региональным морям, № 55. ЮНЕП, 1985. – 139 с.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования, описание, объяснение, понимание социальной реальности. // М: Добросвет, 1999. –596 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.