Июн 06 2002

Результаты анализа качественного состава балластных вод, сброшенных в северо-западную часть Черного моря за 1997 – 2001 гг.

Результаты анализа качественного состава балластных вод, сброшенных в северо-западную часть Черного моря за 1997 – 2001 гг.

А.П. Полникова

Одесский государственный экологический университет

Министерство образования и науки Украины

Results of the analysis of qualitative structure

of the ballast waters dumped in a northwest part

of Black sea for 1997-2001

A.P. Polnikova

The Odessa state ecological university

The Ministry of Education and sciences of Ukraine

Проблема балластных вод сегодня актуальна для всех портов мира. По данным Международной морской организации (ИМО), ежегодно в мировой океан вследствие эксплуатации флота сбрасывается более 12млн. тонн водяного балласта. Такое колоссальное количество водных масс, которое перемещается в морской среде, влияет на экологическое состояние морской среды. Однако для Украины эта проблема стоит особенно остро. Ведь все морские порты нашего государства расположены на побережье (или недалеко от него) Черного и Азовского морей, морей замкнутых, фактически изолированных от океанов. Поэтому их экосистемы подвергаются серьезному воздействию антропогенной нагрузки. Ежегодно в порты Украины заходит от 5 до 10 тысяч судов, значительная часть которых проводит балластные операции. С балластными водами в акваторию черноморских портов можно занести довольно большое количество загрязняющих веществ, причем в небезопасных пропорциях. Кроме того, существует реальная возможность проникновения чужеродных экосистеме Черного моря живых организмов (по данным ИМО их более 3000 видов), которые, попадая в новые условия, адаптируются и негативно влияют на местную экосистему [1].

По данным проведенного анализа, лишь за 2000 год в портах "Одесса", "Южный", "Ильичевск" было сброшено 2 млн. 670 тыс. м3 балластных вод. С ними в морской воде оказалось 300 кг железа, 570 кг взвешенных веществ и около 70 кг нефтепродуктов. Важно то, что если при аварийных ситуациях загрязнения можно ликвидировать, то при сбросе балластных вод все это поступает в море.

Для предупреждения загрязнения, в соответствии с действующим законодательством Украины, Госинспекцией охраны Черного моря разработана и введена в практику система аналитического контроля химических показателей качества балластных вод, запланированных к сбросу с судна в акватории порта. Ежегодно, таким образом, обследуются балластные воды более чем 500 судов, заходящих в морские порты Украины: Одессу, Ильичевск, Южный, Феодосию, Керчь и др. анализ на содержание загрязняющих веществ выполняется с учетом отечественных и международных требований в аккредитованных лабораториях на современном аналитическом оборудовании.

В статье приводятся результаты анализа качественного состава балластных вод, сброшенных в северо-западную часть Черного моря за последние пять лет (а именно, в акваторию Одесского и Ильичевского морских торговых портов). В качестве исходного материала использовались данные Госинспекции охраны Черного моря о загрязненном и чистом балласте за период с 1997 по 2001 год. Была сделана выборка из материалов учета балластных вод – по чистому балласту и Претензий – по грязному балласту.

Как показывают графики "Количества загрязняющих веществ, сброшенных в акваторию Одесского и Ильичевского морских торговых портов за 1997-2001 гг." (рис 1, 2) динамика сброшенных с балластом нефтепродуктов в акватории Одесского порта аналогична динамике Ильичевского порта. С 1997 по 1998 год количество сброшенных нефтепродуктов увеличивается и достигает отметки 96,7 кг – в Одесском порту и 13,4 – в Ильичевском порту, а с 1998 по 2001 год количество сброшенных нефтепродуктов уменьшается соответственно с 13.9 кг и 1,2 кг.

Динамика сброшенных с балластом взвешенных веществ в акватории Одесского порта такова: с 1997 по 2001 год количество сброшенных взвешенных веществ уменьшается, однако максимум наблюдается в 1997 г. (538, 5 кг), а минимум – в 2000 г. (207,7 кг). В Ильичевском порту с 1997 по 1999 год количество сброшенных взвешенных веществ увеличивается, а с 1999 по 2001 год уменьшается, причем максимум наблюдается в 1999 году (180,1 кг), а минимум в 1997 г. (22 кг).

Динамика сброшенного с балластом железа в акватории Одесского порта аналогична динамике Ильичевского порта. С 1997 по 1999 год количество сброшенного железа увеличивается и достигает отметки 799,5кг – в Одесском порту и 124,7 кг – в Ильичевском порту, а с 1999 по 2001 год количество сброшенного железа уменьшается соответственно до 442,3 кг и 30,6 кг.

Часто причиной высокого содержания данных загрязняющих веществ в балластных водах является неудовлетворительное состояние балластных танков и технического оборудования. Сбросы неочищенных и не обезвреженных балластных вод с судов допускаются за пределами не менее 12морских миль (22 км) от береговой полосы. По данным многолетних наблюдений научно-исследовательского института экологии Черного и Азовского морей, в центральных областях Черного моря и в районе пролива Босфор, где рекомендуется проводить смену балласта, содержание нефтяных углеводородов не превышает 0,05 мг/л, составляя в среднем 0,02 мг/л; содержание железа не превышает 0,02 мг/л, т.е. ниже ПДК.

Контроль за сменой балласта при заходе судов в Черное море прост – достаточно сделать замеры солености балластных вод, которая в Черном море вдвое ниже, чем в Средиземном море и Мировом океане. Если балластные воды не менялись, анализ, на производство которого необходимо несколько минут, тут же это покажет.

Как показывают диаграммы: "Количество судов, в процентном соотношении с чистым и грязным балластом, сбросивших балласт в акваторию Одесского и Ильичевского морских торговых портов" (рис. 3, 4), в Одесском порту наблюдается "картина" аналогичная Ильичевскому порту. С 1998 по 2001 год количество, сброшенного с судов, грязного балласта уменьшается от 77 % до 48 % от общего количества сброшенного балласта в Одесском порту и от 67 % до 49 % – в Ильичевском порту. Однако минимальное количество грязного балласта было сброшено в 1997 году: 46 % от общего количества сброшенного балласта в Одесском порту и 48 % – в Ильичевском порту. Это связано с тем, что в 1997 году в порты заходило гораздо меньше судов по сравнению с последующими годами.

Итоговые суммарные и средние значения данных о сброшенном балласте за пятилетний период, на основании которых были построены вышеупомянутые графики и диаграммы представлены в таблице 1.

Таким образом, анализ качественного состава балластных вод, сброшенных в северо-западную часть Черного моря за 1997-2001 гг. (на примере Одесского и Ильичевского морских торговых портов) показал:

1. Наблюдается тенденция улучшения качества балластных вод. То есть жесткий контроль за балластными водами уже дает конкретные результаты. Проведение химического анализа и других мер по защите окружающей среды в немалой степени позволяет улучшить состояние акваторий;

Таблица 1. Итоговые суммарные и средние значения данных о сброшенном балласте за пятилетний период

МТП "Одесса"

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

Кол-во сброшенного чистого

балласта, куб. м

1640817

681513

1393899

2715511

3079079

Кол-во сброшенного грязного

балласта, куб. м

855961

1943752

2491156

2052200

2177899

Кол-во, сброшенных с грязным балластом, ЗВ, кг:

нефтепродукты

10.658

96.717

56.220

23.660

13.934

взвешенные вещества

538.456

444.510

461.140

207.650

317.639

железо

335.418

626.608

799.545

453.938

442.275

Ср. конц-ии, сброшенных с грязным балластом, ЗВ*, мг/л:

нефтепродукты

0.042

0.100

0.070

0.077

0.050

взвешенные вещества

2.834

2.610

2.500

1.930

2.280

железо

0.500

0.450

0.440

0.281

0.300

МТП "Ильичевск"

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

Кол-во сброшенного чистого

балласта, куб. м

161826

107382

343519

421970

189268

Кол-во сброшенного грязного

балласта, куб. м

198615

202264

339810

263451

111007

Кол-во, сброшенных с грязным балластом, ЗВ, кг:

нефтепродукты

4.008

13.409

5.501

3.744

1.210

взвешенные вещества

22.000

171.890

180.120

126.595

100.500

железо

54.255

68.113

124.731

67.576

30.620

Ср. конц-ии, сброшенных с грязным балластом, ЗВ*, мг/л:

нефтепродукты

0.038

0.140

0.050

0.057

0.060

взвешенные вещества

2.000

3.450

3.550

2.710

2.290

железо

0.457

0.572

0.610

0.400

0.320

* С учетом того, что концентрация нефтепродуктов, взвешенных веществ и железа, в водяном балласте, были на уровне и ниже ПДК

2. Концентрации загрязняющих веществ, сброшенных с грязным балластом в акваториях черноморских портов, в среднем составляют: 0,068 мг/л для нефтепродуктов, 0,615 мг/л для взвешенных веществ и 0,433 мг/л для железа. При этом повышенные концентрации нормируемых ингредиентов в балластных водах наблюдались на тех суднах, которые не меняли балласт при заходе в Черное море, либо у тех, на которых балластные танки находились в неудовлетворительном состоянии. Данное обстоятельство подтверждается тем фактором, что в большинстве проб загрязненных балластных вод отмечалось одновременно превышение ПДК как по железу, так и по взвешенным веществам. Такие пробы балласта имели желто-оранжевый цвет, характерный для воды, длительно контактирующий с ржавчиной.

3. Наблюдения за химическим составом балластных вод судов, заходящих в украинские черноморские порты, показали, что в конце 90-х годов менее 30 % проб балластных вод полностью соответствовали нормативам качества, принятым законодательством Украины. В настоящее время, в 2000-2001 годах, этот показатель достиг только 45 %, т.е. 45 % судов имеют балласт удовлетворительного качества. Таким образом, как показывает практика, несмотря на относительно жесткие требования, предъявляемые к сбрасываемому балласту в прибрежных водах черноморского побережья, эти нормативы вполне достижимы и реальны.

4. Объективную оценку антропогенного загрязнения природных объектов можно получить, осуществляя мониторинг окружающей среды. Мониторинг прибрежных черноморских вод наглядно демонстрирует, что, возможно, сохранить чистоту черноморского побережья и его знаменитых курортов, несмотря на активное развитие морского транспорта.

Литература

1. В фокусе – ИМО. Положить конец вторжению чужеродных организмов в результате их перевозки в водяном балласте. Лондон, 1998- с. 1-2.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.