Июн 18 2002

Экологическое образование и опыт работы Молодежной Группы Естествоиспытателей Одесской региональной Академии Наук (МГЕОРАН)

Экологическое образование и опыт работы Молодежной Группы Естествоиспытателей Одесской региональной Академии Наук (МГЕОРАН)

М.И. Исаков

Одесская региональная Академия Наук

Общеобразовательная школа I-III ступени № 71, Украина

Экологическое воспитание может быть реализовано только на определённом образовательном фундаменте, отражающим современный уровень научных знаний, т.е. на основе целенаправленного образования [1].

Учитываю изложенную концепцию необходимости выработки СТРАТЕГИИ выживания на основе экологического образования и воспитания населения, МГЕОРАН (до 2002 г. – Молодёжная Экологическая Группа – МЭГОРАН) при активной поддержке областной организации "Партии Зелёных Украины" (ОО ПЗУ), разработало совместную программу подготовки учащихся старших классов и студентов младших курсов по экологической тематике.

Основной контингент МГЕОРАН составляют учащиеся 8-11 классов общеобразовательных школ г. Одессы и г. Котовска Одесской области, а также дети школы-интерната г. Котовска (6-9 классы). Первоначально этап обучения заключается, как правило, в экологических походах на различные природные объекты: Куяльницкий лиман, морское побережье, овражно-балочную сеть, городские парки, верховье малых рек. По мере приобретения учащимися знаний и навыков, описания ими виденного, происходит переход к практике составления в произвольной форме актов обнаруженных нарушений или описаний необычных природных явлений. По мере проявления устойчивого интереса к какому-либо объекту или явлению, данному учащемуся предлагается конкретная тема природоохранного содержания. И если интерес не иссякает, то ему предлагается разработка темы по линии Малой Академии Наук (МАН) или других молодёжных форумов научно-исследовательского направления.

Этапы деятельности МГЕОРАН и ОО ПЗУ отражаются на фотостендах и освещаются в прессе (газеты "Вечерняя Одесса", "Одесские известия", "Котовські вісті", "Юг" и др.).

Стратегический план действий по Чёрному морю (СПДЧМ), подписанный в Стамбуле 6 Черноморскими странами в 1966г. немыслим без реформированного экологического образования, поскольку будущее человечества определяется его способностью обеспечить выполнение экологического императива. Такая способность может реализоваться только в том случае, если люди примут нравственный императив. Требуется перестройка моделей поведения на всех уровнях человеческой иерархии.

Поскольку в каждой причерноморской стране (Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция, Украина) имеются молодёжные организации, аналогичные МГЕОРАН, то предлагается путём объединения их усилий катализировать выполнение задач СПДЧМ. Консолидация может проводиться, как на основе совместных экспедиций, так и на основе построения общего банка данных о негативных последствиях хозяйственной деятельности человека, а также на основе организации совместных летних экологических лагерей, акций по очищению парковых территорий, проведению совместных семинаров и конференций [2].

Экологические проблемы Чёрного моря – безусловно проблемы всего Черноморского бассейна, однако внешнее проявление этих проблем особенно ярко высвечивается на морском шельфе и приморских территориях.

Одним из необходимых условий преемственности в науках о Земле является постоянный поиск и воспитание талантливых представителей естественных наук. Поскольку этот поиск ведется во всех общеобразовательных структурах и отраслевых системах, то обмен опытом и координация его в приемлемых рамках каждого региона, настоятельно необходимы. Для разрешения этой проблемы мы пытаемся консолидировать усилия неправительственных молодежных организаций южных регионов Украины в области экологического воспитания. Так, на базе МГЕОРАН в ноябре 1997г. поставлен вопрос об учреждении Молодёжного Экологического Центра стран Причерноморья (МЭЦСП).

Предварительно в 1997г. ОРАН представила на конкурс фонда "Возрождение" проект "Причерноморского Молодёжного Научно-Образовательного Экологического Центра" (МЭЦ). Проект, к сожалению, не был принят по причине несоответствия цели проекта условиям конкурса по направлению "Гражданское общество". Аналогичный результат мы получили и при обращении в другие фонды, например, TASIS (г.Севастополь), ISAR, Генри Форда (г. Киев), Мак Артуров (г. Москва).

К настоящему времени, благодаря небольшим благотворительным пожертвованиям различных государственных и деловых структур, нам удалось провести ряд экологических мероприятий воспитательного и образовательного характера среди молодёжи.

Итогом вышеперечисленной деятельности является представление от имени МГЕОРАН, Ассоциации деятелей эстетического воспитания детей и юношества (ЭстА) и средней школы № 71 г. Одессы на "Всеукраинской ярмарке социальных проектов, услуг и технологий" проекта 2000 г. "Молодёжный экологический центр украинского Причерноморья", который декларативно принят к реализации. Цель проекта:

– приобщение к природоохранной деятельности учеников и студенчества путём непосредственного контакта с природными процессами и явлениями при разработке комплексных мер по сбережению природно-заповедного фонда и использованию территории с рекреационным приоритетом.

В настоящее время поступательное движение Группы приостановилось из-за почти полного отсутствия эпизодического финансирования [3].

Хотелось бы высказать общее замечание о взаимосвязи научных исследований государственных управленческих структур и альтернативных интересах различных производственных отраслей.

Изменение природной среды существенно влияет на экономику побережий и поэтому научные исследования, направленные на диагноз и прогноз изменения состояния окружающей среды могут давать существенный экономический эффект, путём минимизации ущерба от изменений, имеющих негативных характер и получения сверхприбыли за счёт прогноза изменений, имеющих позитивный характер. Поэтому в современных условиях абсолютно необходим приоритет в планомерной подготовке научной смены экологического направления. Однако, эта необходимость, к сожалению, не находит должного понимания ни в управленческих структурах города, ни в деловых кругах [4].

Результаты деятельности МЭГОРАН-МГЕОРАН освещались на молодёжных научных конференциях в гг. Одессе, Николаеве (Украина), г. Кишинёве (Молдова), г. Москва, г. Слюдянка, Иркутской области (Россия); воспитанники МГЕОРАН являются призёрами Евразийского Молодёжного Фестиваля "Байкал – 2000", международных конференций Российской программы "Шаг в будущее", 1998 г., 2000 г., 2002 г. (г. Москва, Россия) и кандидатами для участия в международной научно-инженерной выставке ІNТЕL ISEF (США, г. Луизвиль, штат Кентуки, 12-18 мая 2002г.) [5].

Особый успех на долю МГЕОРАН выпал на ІІ Международном конгрессе студентов, молодых учёных и специалистов ІХ Всероссийской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее" с международным участием (15-19 апреля 2002г., г. Москва). Из 8 наших участников семь получили различные призы: 1. Ст. ОНУ Жданов Дима – диплом лауреата Конгресса; 2. Уч-ца шк. № 5 г. Котовска Ардельская Марина – единовременную стипендию; 3. Уч-ца шк. № 5 г. Котовска Заборская Ася – направление на Евразийский фестиваль "Байкал – 2002"; 4.Уч-к шк. № 86 г. Одессы Кукуй Даня – диплом ІІ степени и рекомендацию на VII Научную и инженерную выставку 2003г., г. Москва; 5. Уч-ки шк. № 71 г. Одессы Поганшев Сергей и Шпигель Вячеслав за доклад "Свойства кривых второго порядка и Последняя теорема Ферма" получили благодарность, направление на Евразийский фестиваль "Байкал – 2002" и рекомендацию на Лондонский Международный форум 2003 г.; 6.Уч-к шк. № 71 Довгань Максим – диплом III степени.

Наибольший триумф выпал на неоднократную участницу Конференций "Шаг в будущее" Анастасию Капочкину. Она получила: диплом лауреата II Конгресса; Первый приз за лучшую работу по фундаментальным научным проблемам; Малую научную медаль; Рекомендацию на Лондонский международный форум 2003 г.

Необходимо также отметить организаторскую деятельность председателя МГЕОРАН, студентки I курса Украинской Академии Государственного Управления при Президенте Украины Гынкул Анны, которая сумела обеспечить ровное выступление команды одесситов без существенных срывов.

В заключение хотелось бы подчеркнуть правомерность тезиса "Проблема профессионального приобщения молодежи к научным исследованиям является сегодня одной из приоритетных для экономического и социального развития страны. В этом есть своя логика: современное производство, составляющее основу реального сектора экономики, должно базироваться на новейших инженерных и научных достижениях. Обеспечение такого производства высококлассными специалистами возможно лишь при наличии профессионально - ориентированного образования, опирающегося на систему научной подготовки кадров. От этого в значительной степени зависит способность страны к созданию наукоемких технологий как важнейшего условия укрепления ее национальной безопасности" [6].

Литература

1. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. Москва, МНЭПУ 1995-56 с.

2. Isakov M.I., Isakova G.V., Mashneva-Leschinskaya N.U., Youth Ecological Center of Black Sea Countries (YECBSC), CEEE Italy 2000, VII Conference of environmental education in Europe. 26th-30th September 2000, Villa Manin di Passariano, Codroipo – Udine(Italy).

3. Исаков М.И. Материалы Второй региональной научно технической конференции "Перспективы XXI", Одесса, Украина,11-13 мая 2000 г.

4. Isakov M.I., Kapochkin B.B., Kucherenco N.V., Isakova G.V. The problems of the coastal zone in the condition of global climate changes. Proceedings Fifth International Conference Littoral’98, Barselona, 14-17 September, 1998, 111-116 p.

5. Каталог выставки "Наука – производству", 26-28 февраля 2002 г., Одесса, с. 23.

6. Карпов А.О. Десять "Шагов в будущее". Высшее образование в России, № 3 2002 г., 33-40 с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.