Июл 12 2001

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Опубликовано в 02:29 в категории Экология Черного моря

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

В МОРСКИХ ПОРТАХ: РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА "ЭКОПОРТ" И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ

Л.М. Шафран1, В.И. Мановицкий2, А.В. Лимарь3

1Украинский НИИ водного транспорта

2НПО "Орбита" Океанологического центра НАН Украины

3Предприятие "Экопорт-сервис", г. Одесса, Украина

Regional Project of the Chemical Safety System

at the Dangerous Goods Loading-Unloading Process in Seaports: Development of the

"Ecoport" Project Strategy and its Realization

L.M. Shafran1, V.I. Manovitsky2, A.B. Limar3

1Ukrainian Research Institute of Transport Medicine

2Research-and-production branch "Orbita" of NAS of Ukraine

3Enterprise "Ecoport-service", Odessa, Ukraine

The problem of the ecosafety regional system creation in the seaports is discussed. By the results of the concept approbation three main directions of the development of the project "Ecoport" are offered. They include realization of ecological and hygienic monitoring, development of measures on prevention and liquidation of extreme situations, and also information maintenance in the widest sense of a word. The main approaches to the separate elements of the project realization are present in this report.

В современных условиях транспорт является системообразующим элементом национальной экономики Украины, сочетая в себе торгово-промышленные, коммуникативные, рекреационные и другие функции, и оказывает влияние на все сферы социально-экономической деятельности в государстве. Транспортный сектор вносит значительный вклад в эко-

номический рост государства. Кроме того, рост эффективности и качества транспортных услуг открывает новые рынки, сокращая затраты и риски для перевозимых товаров. Однако, наметившееся в последние годы и продолжающееся стихийное развитие транспорта, непропорциональное преобладание отдельных, наиболее опасных для окружающей среды и здоровья населения элементов, вызывают вполне обоснованное беспокойство относительно долгосрочно существующих неблагоприятных тенденций его развития. Обширность территории (603 тыс. км2), существенная зависимость от импорта энергоносителей, непропорциональное размещение производительных сил, несбалансированность внутреннего и внешнего рынков усугубляют эту, и без того чрезвычайно сложную, межотраслевую проблему.

Ее решение в общенациональном (государственном) масштабе сдерживается несовершенством законодательно-правовой базы, традиционным затратным механизмом подавляющего большинства видов эколого-гигиенической деятельности, множественным характером и ведомственной разобщенностью контрольно-исполнительных органов и элементов разрешительных систем, недостаточной осведомленностью и низкой культурой организаторов производства и предпринимателей в области природы и здоровья населения. Такое положение не может считаться допустимым, в том числе и в связи с тем, что во всем мире и в Европе, в частности данной проблеме, уделяется все возрастающее внимание. Только за последнее десятилетие ЕК/ООН и ЕБ/ВОЗ было выпущено 85 документов, которые должны способствовать решению проблемы "Транспорт – окружающая среда – здоровье населения". Они явились результатом трех совещаний министров стран Европы, кропотливой работы экспертов этих государств и суммированы в Венской Декларации (1998), Лондонской Хартии (1999) и Женевском интегрированном отчете (2001), которые открывают новый этап в развитии безопасного для здоровья населения и окружающей среды транспорта на нашем континенте.

Доминирующим подходом в этом плане является региональный, который учитывает специфику геобиоэкологической ситуации в регионе, основные направления социально-экономического развития, жизнедеятельности населения, включая демографические условия, а также преобладающие тенденции развития транспортных отраслей.

Традиционно большое значение для Одесского региона имеет морской и речной транспорт, рыбопромысловый флот, которые представлены государствами, акционерными и частными судоходными компаниями, большим количеством береговых объектов, в том числе 4 морскими и речными портами, 5 судоремонтными заводами, расположенными на побережье Черного моря, на реках Дунай и Днестр. Создаются и совершенствуются специализированные комплексы по переработке сжиженных газов, минеральных удобрений и серы в портах Ильичевск, Одесса, Южный; в порту Южный идет строительство одного из крупнейших на Черном море нефтетерминалов; начаты подготовительные работы на площадке специализированного перегрузочного комплекса для химических грузов в порту Ильичевск. Регион по праву считается обладателем крупнейшего в стране межотраслевого промышленно-транспортного комплекса, который объединяет все виды смешанных водных, железнодорожных и автомобильных сообщений.

Именно с учетом этих особенностей по инициативе Президиума НАН Украины, в г. Одессе с 1997г. начались работы по обоснованию и реализации проекта "Экопорт". Основной идеей проекта было создание системы экобезопасности портов с целью повышения эффективности и безопасности транспортно-технологического процесса нефтеперевозок за счет комплексной разработки и внедрения современного научного, организационно-правового и технико-технологического обеспечения.

За время, прошедшее с момента объявления проекта специалистами НАН Украины и Минэкобезопасности была разработана концепция создания комплекса [1-3], основные положения которой обсуждались на ряде международных семинаров и конференций. Идея создания подобной системы получила положительную оценку и поддержку широкого круга специалистов. В то же время ряд положений концепции, с учетом динамичности изменений переваливаемых грузов, потребовали корректировки и дополнений, а также адаптации к реальным условиям деятельности морехозяйственного комплекса Украины [4,5]. В частности, это касается неотложных проблем экобезопасности портов при переработке новой номенклатуры опасных грузов, энергоносителей (сжиженных газов, нефтепродуктов при паромном сообщении), товаров традиционного экспорта (фумигированного зерна), а также осуществления перевозок в смешанном сообщении. Коренным образом изменилась и позиция по чрезвычайным ситуациям, которая ориентирована не на единое национальное специализированное морское подразделение, а на региональные и локальные силы экстренного реагирования.

В этих условиях первоочередное значение приобретают три направления развития видоизмененного проекта.

Первое – это организация единого эколого-гигиенического мониторинга в портах при переработке всей номенклатуры опасных грузов (включая нефть, сжиженные газы, минеральные удобрения, сырье для химической промышленности и др.). Основной целью мониторинга является осуществление постоянного контроля за состоянием окружающей среды и управление экологическим статусом в регионе путем своевременного реагирования на превышение допустимых значений контролируемых характеристик, вызываемых различными источниками, вплоть до приостановки технологических процессов до устранения причин или смены режимов их эксплуатации. Система экологического мониторинга, наряду с контролем состояния окружающей среды, должна предусматривать прогноз его динамики и разработку управляющих воздействий, для чего могут быть использованы накопленные данные многолетних наблюдений. Проблема состоит в организации их получения из многих источников, стандартизации, анализа и обобщения для решения этих задач.

Реализация этого направления  предусматривает наличие (привлечение) соответствующей лабораторной базы, оснащенной необходимыми для проведения указанных работ приборами и оборудованием. В процессе решения этой задачи Национальной академией наук Украины совместно с заинтересованными участниками проекта в Одесском морском торговом порту создана научно-производственная исследовательская лаборатория, проведена ее аккредитация в системе УкрСЕПРО, подобран состав квалифицированных специалистов. Техническая база лаборатории обеспечивает проведение широкого круга анализов и исследований для осуществления химико-аналитического мониторинга экобезопасности территории порта и его акваторий, сертификации различного рода оборудования, грузов, сырья, материалов и т.д. Область аккредитации испытательной лаборатории охватывает широкий спектр показателей продукции (масел, особо опасных грузов, питьевых, сточных, балластных вод и пр.) На данном этапе, на базе лаборатории "Экопорт-сервис" начато выполнение программы проведения ежегодного ведомственного мониторинга по определению влияния производственной деятельности Одесского порта на состояние окружающей среды. В рамках этой программы осуществляются оценки состояния атмосферного воздуха, качества состояния акватории и вбрасываемых в нее вод.

Второе – профилактика и ликвидация чрезвычайных ситуаций, связанных с транспортировкой опасных грузов. Среди обширного перечня проблем в этом плане, которые могут и должны решаться по ходу осуществления проекта "Экопорт", следует обозначить такие, как обоснование, разработка и апробация оперативных планов транспортных предприятий и комплексов по чрезвычайным ситуациям с учетом региональных особенностей и условий их реализации; взаимодействие порта, города и региона при угрозе террористических актов, включая вопросы индикации химического и биологического загрязнения, поражения работающих и населения, а также разработка аварийных ПДК [6]. Они призваны охватить задачи обеспечения безопасности не только членов аварийных партий на судах и береговых объектах, но и населения на путях эвакуации. Последнее нашло отражение в научно-исследовательских работах организаций-участников в ходе выполнения проекта "Экопорт" на основе новейших подходов к созданию системы единого эколого-гигиенического нормирования токсичных веществ с учетом принципа пороговости и зависимостей типа "доза-время-эффект" [7]. Наработанный материал лег в основу первого нормативного документа из подготавливаемого пакета, выход которого ожидается до конца текущего года.

Третье – решение оперативных и стратегических задач управления  химической безопасностью в портах предусматривают создание эффективной системы информационного обеспечения – связывающего звена элементов проекта. Информационный блок объединяет в себе совокупность баз, банков данных и знаний о контролируемых объектах, процессах и явлениях, средства автоматизации принятия решений в экстремальных ситуациях, ведение экологического мониторинга.

Система баз и банков данных служит для формирования максимально полного объема информации, которая может быть затребована для решения задач экобезопасности. В настоящее время уже накоплены огромные массивы данных по многим областям знаний (океанологии, гидробиологии, морской геологии и др.). Это наиболее отработанная авторами часть информационного поля, охватывающая многолетние наблюдения, которые с успехом используются в различных научных исследованиях и программах.

Критичным является круг задач, которые связаны с анализом сложившейся экологической ситуации и построением альтернативных, с точки зрения экспертов, вариантов планов оперативного реагирования на ее отклонение от штатных параметров либо аварию. Качество и оперативность принимаемых решений по планированию действий при аварийных ситуациях во многом зависят от точности и достоверности исходной информации. Задача получения и экстренного доведения информации о возникшей чрезвычайной ситуации до юридических и физических лиц, уполномоченных принимать решения, требует разработки концептуальных основ создания единого информационного пространства, прежде всего для принятия обоснованных объективных решений по предупреждению и ликвидации последствий при возникновении аварийных ситуаций.

Экспертная подсистема анализа и выработки предложений для принятия решений по ликвидации аварийных ситуаций может быть выделена в качестве второй составляющей информационного блока. Подсистема на основании исходной информации об уровне аварии, характеристик загрязняющего вещества, места аварии и анализа методов и способов ликвидации чрезвычайной ситуации выдает рекомендации об организационно-технических мероприятиях, средствах и персонале, обеспечивающих ликвидацию аварии. Создаваемая экспертная подсистема, в частности, может базироваться на уже разработанных и функционирующих информационных средствах.

В настоящее время успешно осуществляются отдельные позиции, прямо или косвенно вытекающие из проекта "Экопорт". Это касается не только региональных проблем, связанных с безопасностью перегрузки нефти на новом терминале в порту Южный и ее транспортировки по украинскому участку магистрального трубопровода Одесса – Броды, но и безопасной работы перегрузочных газовых комплексов, минеральных удобрений в пп. Одесса, Ильичевск, Рени, перегрузки серы в п. Мариуполь и др. Идет накопление данных в ходе систематически проводимого эколого-гигиенического мониторинга. Начата и успешно проводится работа по эффективному пылеподавлению при переработке в портах опасных грузов. Происходит кооперация технологов, гигиенистов, экологов, представителей таможенной службы в ходе организации и проведения экспериментальных перегрузок различных видов опасной продукции в портах. В ближайшем будущем возможно комплексное осуществление проекта, для чего не требуется бюджетное финансирование, а его реализация может стать перспективным хозрасчетным научно-производ-ственным экогигиеническим объединением, обеспечивающем комплексное решение проблем химической безопасности на транспорте во всем регионе.

Литература

1. В.И. Мановицкий, В.И. Михайлов, Л.М. Шафран, А.Ю. Шульте. Концепция создания многоцелевого экологического стационарного комплекса "Экопорт". – Экологические проблемы Черного моря: Сб.науч.ст. / ОЦНТЭИ; – Одесса: ОЦНТЭИ, 1999. – С. 131-135.

2. Н.И. Голубятников. Гигиенические проблемы реализации проекта "Экопорт". – Экологические проблемы Черного моря: Сб.науч.ст. / ОЦНТЭИ; – Одесса: ОЦНТЭИ, 1999. – С. 76-81.

3. В.И. Мановицкий, Л.М. Шафран. Информационное обеспечение проекта "Экопорт". – Экологические проблемы Черного моря: Сб.науч.ст. / ОЦНТЭИ; – Одесса: ОЦНТЭИ, 1999. – С. 126-130.

4. L.M. Shafran, V.I. Manovitsky. The new approaches to the ecosafety system creation in seaports. – The Black Sea ecological problems: Collected papers / SCSEIO, – Odessa: SCSEIO, 2000. – P. 268-272.

5. N.I. Golubjatnikov, E.P. Belobrov, V.I. Manovitsky. Chemical Safety Problem at the Dangerous Goods Loading-Unloading Process in Seaport: Development of the Ecoport Project Strategy. – SECOTOX WORLD CONGRESS and Sixth European Conference on Ecotoxicology and Enviromental Safety. Krakow-Poland, 20-24 August 2001. Ecotoxicology and Enviromental Safety on the Verge of the Third Millennium: Trends, Threats and Challenges. Congress proceedings. – P. 309.

6. Шафран Л.М., Голубятников Н.И., Белобров Е.П. Концепция аварийных ПДК при переработке опасных грузов в порту: рабочая зона, атмосфера, вода // Вода и здоровье – 2000. Сборник научных статей. – Одесса: ЦНТЭИ, 2000. – С. 170-174.

7. Штабський Б.М., Гжеготський М.Р. Ксенобіотики, гомеостаз і хімічна безпека людини. – Львів: Видавничий Дім "НАУТІЛУС", 1999. – 308с.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.