Июл 07 2001

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Опубликовано в 01:56 в категории Экология Черного моря

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

КЕРЧЕНСКИМ УЧАСТКОМ ГОСИНСПЕКЦИИ ОХРАНЫ

ЧЕРНОГО МОРЯ

Е.Г. Паулкина, Ю.И. Берсенев, В.А. Дудник,

С.С. Середкин, Н.И. Сокольцов

Госинспекция охраны Черного моря Министерства экологии

и природных ресурсов Украины, г. Керчь

REALIZATION OF THE STATE CONTROL BY KERCH SITE

THE STATE INSPECTION FOR PROTECTION

OF THE BLACK SEA

E.G. Paulkina, J.I. Bersenev, V.A. Dudnik,

S.S. Seredkin, N.I. Sokol’tsov

The State Inspection for protection оf the Black Sea Ministry

of the Environment and Natural Resources of Ukraine, Kerch

The basic sources of pollution of the sea environment are: dump of the polluted ballast waters, dump of the crude sewage, presence drowned and the thrown ships in water area of Kerch strait. In article l experience of state inspectors is carried out: under the control of observance of norms of the nature protection legislation by foreign and Ukrainian ships; on realization state control behind a condition of the sea environment. Results of activity Kerch site for 2000 and fist half-year 2001 are given.

Керченский участок является одним из подразделений Госинспекции охраны Черного моря, в состав которого входят посты экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу в Керченском морском торговом порту, Керченском морском рыбном порту, Керченском морском порту "Камиш - Бурун".13 госинспекторов осуществляют контроль за соблюдением природоохранного законодательства на участке. Посты экологического контроля обеспечены современными приборами и оборудованием.

В зоне постоянного контроля Керченского участка Госинспекции находятся акватория Керченского пролива и стометровая береговая зона от мыса Алук в Черном море до Булганакской бухты в Азовском море, а также природные ресурсы и предприятия, находящиеся в этом районе: морские порты, судоремонтные заводы, приморские объекты рыбного хозяйства. Спад экономики привел к тому, что ранее используемые участки берега оказались заброшенными. Бесхозное оборудование, разрушенные и незавершенные строения наносят ущерб окружающей среде.

Государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства на море и в прибрежной зоне Керченским участком Госинспекции проводится круглогодично. С началом весенне-летнего сезона госинспекторами участка проводится регулярное патрулирование Керченского пролива на патрульном судне. Это позволяет осуществлять контроль за состоянием морской среды, производить отбор проб морской воды согласно программе мониторинга и следить за соблюдением норм природоохранного законодательства судами. Контроль за соблюдением норм природоохранного законодательства судами осуществляется не только в проливе, но и в районе Бурунского колена, перегрузочного рейда и Керченского подходного канала. Регулярно проводится проверка состояния акватории Керченской бухты, береговых предприятий, центральной набережной и нефтебазы, Керченского морского рыбного порта.

В течение 2000 года и в первом полугодии нынешнего года госинспекторами было проведено 1078 проверок объектов, в том числе 455 судов. Все аварийные ситуации были расследованы и приняты необходимые меры по их ликвидации и взыскания с нарушителей ущерба, причиненного государству и природе. За совершение выявленных нарушений природоохранного законодательства было привлечено к административной ответственности 53 должностных лица и наложен штраф на сумму более 18 тыс. гривен; предъявлено 12 исков на 1,5 тыс. долларов США.

Существующие требования к судам, заходящим в порты Украины: замена изолированного балласта и контроль за его качеством, а в случае необходимости (при погрузке)- сброса изолированного балласта в акватории портов. В случае неудовлетворительного качества балласта, судно имеет право осуществить сброс балласта за двенадцатимильной зоной, но при этом оставив на борту минимальный запас для обеспечения безопасности мореплавания. Однако, в 2000 году 56 % морских транспортных средств, зашедших в Керченский морской торговый порт, не имели на борту изолированного балласта совсем. Такая практика способствует созданию аварийных ситуаций, в результате которых может произойти загрязнение моря. В апреле текущего года нашей службой были встречены и сопровождены патрульным судном два иностранных судна в торговый и рыбный порты. Задача сопровождения – контроль за возможным сбросом вредных веществ и балластных вод.

Другим источником загрязнения морской среды является сброс неочищенных сточных вод. В Керчи, как и во многих городах Украины, из-за крайней изношенности канализационных коллекторов, срок эксплуатации которых истек еще в 1995 году, а на замену нет средств, возникают аварийные ситуации. За полугодие текущего года по канализационной станции "Главная" в 2001 году зафиксировано 5 аварийных сбросов неочищенных сточных вод в море через аварийный выпуск и ливневые выпуски в районе городской набережной, при этом в морскую среду было сброшено около 2 тыс. куб. м неочищенных сточных вод. По каждому случаю были выставлены иски, подготовлены материалы по возмещению ущерба нанесенного экосистеме Черного моря. Однако, по-прежнему, не решены вопросы по замене коллекторов.

Остается актуальной проблема очистки акватории Керченского пролива от притопленных и брошенных судов. Имеются организации, которые давно и успешно занимаются их подъемом и порезкой на металлолом. Примером тому может служить очистка от притопленных судов акватории Керченского пролива в районе центральной набережной. Для выполнения работ по чистке акватории необходимо решить не только технические, но и юридические вопросы. В первую очередь, требуется найти хозяев этих судов, а в случае их отсутствия – признать их бесхозными. Так, в районе м. Змеиный проведена совместная проверка с налоговой милицией для признания судов "Гелиодор", "Адмирал Нахимов", СЧС-150 бесхозными и определения дальнейших действий по их подъему. Необходимость подъема затонувших судов продиктована тем, что их ржавые остовы находятся в непосредственной близости от мест отдыха горожан и их подъем приведет к улучшению экологической обстановки этих районов, обезопасит купание, улучшит внешний вид нашего побережья и ликвидирует источник загрязнения морской среды окислами металлов и другими вредными веществами. Часть денег от реализации металлолома поступит в бюджет города, что тоже немаловажно. Но прежде чем начинать эти работы, необходимо оценить их воздействие на окружающую среду. Поэтому наша служба, инициируя подъем затонувших судов, в то же время строго контролирует эту деятельность. Итог должен быть один – чистое море и чистый берег.

Посты экологического контроля постоянно осуществляют экологический контроль грузов и транспортных средств, пересекающих границу. В прошлом году было подвергнуто экологическому контролю более 2,5млн. тонн грузов и около 900 транспортных средств, за полгода 2001года более 600 тыс. тонн. Сумма сборов за экологический контроль за 1,5 года составила более 600 тыс. гривен, которые в полном объеме были перечислены в государственный бюджет. За нарушения природоохранного законодательства к административной ответственности было привлечено 99 нарушителей, на них наложен штраф на сумму около 50тыс. гривен.

Одной из задач Керченского участка является осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства на прибрежной территории. Более 90 км береговой зоны контролируется подразделениями Керченского участка. В соответствии с планом, Керченским участком была проведена инвентаризация 100 метровой береговой зоны, составлены план – схемы зоны по участкам и закреплены за инспекторским составом. За первое полугодие текущего года было проведено 242проверки в береговой зоне. К административной ответственности было привлечено 13 человек, наложен штраф на сумму 3022 гривен. Бичем прибрежной территории, особенно в весенне-летний период, являются бытовые свалки. Практически с начала весны все пляжи замусорены. Совместными проверками госинспекторов со специалистами СЭС были подтверждены факты засорения участка от Керченского морского завода "Фрегат" до мыса Змеиный, где находятся три официальных пляжа. На территории пляжа "Комсомольский" образовалась стихийная свалка бытовых отходов, а участок береговой полосы от пляжа Керченского металлургического комбината до пансионата "Киев" мусор покрывал берег до самой воды. Виновные во всех случаях привлечены к ответственности. Были выданы предписания Голове Глазовского сельского совета, руководству б/о "Свет маяка", руководству р/к им. 1-ого Мая и Голове Заветнинского поссовета, руководству ОАО ССЗ "Залив" за загрязнение территорий отходами. Недостаточное количество контейнеров для сбора мусора и их несвоевременный вывоз привели к накоплению большого количества мусора на Аршинцевской косе (в приморской зоне Аршинцевского рыбообрабатывающего завода им. Зои Космодемьянской и на берегу Камыш-Бурунской бухты). А ведь Аршинцевская коса – одно из ценнейших творений природы и самое популярное место отдыха у керчан и гостей города. Это еще и жилая зона, а также место размещения в прошлом развитого производства. По данным фактам была представлена докладная записка заместителю городского головы.

Не только бытовой, но и производственный мусор – бич побережья. Госинспекторами были выданы предписания причалу р/к "Жемчужина моря" на уборку металлолома и угля, на определение мест временного хранения мусора, рыбных отходов, ГСМ. Цеху №49 ОАО ССЗ "Залив" выдано предписание за нарушение природоохранного законодательства при хранение шлака. Можно привести еще целый ряд примеров.

Не менее важной проблемой является строительство объектов в прибрежной зоне без согласования с природоохранными органами. О незаконном строительстве лодочных гаражей в районе пос. Юркино, с.Осовины, пос. Жуковка дела переданы в Госкомзем, Природоохранную прокуратуру и органы власти.

Благодаря бдительности госинспекторов нашей службы, с последующем подключением к решению вопроса соответствующих служб, была предотвращена экологическая катастрофа. При проверке территории Аршинского рыбоперерабатывающего завода (в прошлом – одно из мощных предприятий, а сейчас в состоянии разграбления и бесхозяйственности) госинспекторами было выявлено, что в системе промышленного холодильника осталось около полутора тонн аммиака. Резкий запах аммиака свидетельствовал об его утечке. Состояние оборудования и свободный доступ к нему посторонних лиц могли привести к залповому выбросу аммиака в атмосферу. Последствия могли быть значительными для окружающей среды, жизни и здоровья людей. Госинспекцией о факте нарушения природоохранного законодательства немедленно была поставлена в известность межрайонная природоохранная прокуратура г.Керчи, управление экологической инспекции Керченского региона, городская СЭС, штаб ГО, Керченский горисполком. В горисполкоме было проведено экстренное совещание комиссии по ТЭК и ЧС для принятия решения и ликвидации угрозы поражения обширной площади региона. Был разработан план действий, определены силы и средства для выполнения работ. Основные работы выполнялись бригадой слесарей морского рыбного порта под руководством специалистов по холодильным установкам и главного инженера порта. Безопасность работ обеспечивали противопожарная служба, ГО и служба медицины катастроф. Общее руководство осуществлял председатель комиссии по ТЭК и гражданской защиты населения. Под контролем Госинспекции охраны Черного моря, Управления экологической инспекции Керченского региона, других ответственных организаций аммиак был удален и нейтрализован.

В своей деятельности специалисты нашего участка тесно взаимодействуют с общественностью и постоянно информируют население об экологическом состоянии Черного моря, о деятельности нашего подразделения.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.