Июл 12 2001

МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Опубликовано в 01:06 в категории Экология Черного моря

МОРСКИЕ ТРАДИЦИИ КАК ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Е.Н. Шевчук

Одесская государственная морская академия, Украина

MARINE TRADITIONS AS SPIRITUAL VALUES

Е.N. Shevchuck

The Odessa state marine academy, Ukraine

In a context of an ecological problem an attitude the person - the sea is investigated, the specificity of a marine trade as process of creation and transfer of marine traditions is opened, the applicability of spiritual values in the system of modern marine derivation is shown.

Морская профессия – одна из наиболее древних и актуально современных. Ее истоки уходят корнями в библейский Ноев ковчег, мифологические путешествия Синдбада-морехода, в древнегреческие Одиссеи, культуры древнейших очагов человеческой цивилизации, которые возникали и развивались вблизи и в тесной связи с природными водными системами.

При всех своих изменениях в век научно-технического прогресса, мореплавание продолжает оставаться одновременно делом трудным и привлекательным, по-прежнему имеет большую общественную значимость, представляет значительный научно-практический интерес. И это происходит не только благодаря поистине многовековой истории, овеянной многими тайнами, легендами, традициями и ритуалами, которые будоражат воображение пытливых и смелых на протяжении всей человеческой истории [1]. Одних этих обстоятельств было бы достаточно для того, чтобы причислить мореплавание к наиболее почитаемым и романтичным профессиям, заслуживающим должного внимания и преемственности [2].

Представляется важным выделить ту уникальную особенность трудовой деятельности на море, которая определяет ее специфику, делает методологически возможным "включенное" участие исследователя в ее

изучение, не вызывая "возмущения" субъекта, что чрезвычайно важно в социологии, социоэкологии.

Отношение "человек – море" вбирает в себя всю массу аспектов человеческой жизнедеятельности, а связь хозяйственной деятельности на водной среде с природой наиболее органична. Не случайно древнее латинское изречение гласит: "Плавать – значит жить".

Производственной средой в море выступает не промышленное сооружение, искусственный объект, ассоциирующийся в привычном смысле с "местом работы", размеренным рабочим режимом и т. п., а непосредственно стихия, природа. Море является для моряков средой и средством труда. В определенном же смысле оно – продукт труда, поскольку в результате человеческого воздействия во многом ухудшилось первоначальное химико-биологическое состояние Мирового океана.

Таким образом, экология моря оказывается тесно связанной с экологией человека, а безопасность жизнедеятельности на море включает в себя оба эти аспекта, соединяет воедино инженерно-технические, сугубо производственные вопросы и социальные, нравственные, психологические, правовые аспекты принятия тех или иных решений.

Категория "культура безопасности" является сложным системным понятием для описания комплекса характеристик, отражающих, как минимум, взаимоотношения, убеждения, нормы поведения, обычно существующие внутри организации. Основная идея "культуры безопасности" заключается в понимании каждым сотрудником организации – от высшего руководства до рядового состава – того, что большинство аварий, в конечном счете, может быть предотвращено [3].

Корабль в море – это изолированный мир, где царят свои писанные и неписаные законы, нравы и обычаи. Речь идет об особом духовном феномене, на протяжении веков постепенно складывающегося среди мореходов, когда работа, по своей сути дела, определяет все остальное существование человека, т. е. является не работой, а жизнью.

Сопряженная с необходимостью действовать в сложных природных условиях, где часто возникают экстремальные ситуации на грани выживания, она требует не только профессиональных знаний и навыков, но и особых нравственных качеств личности. Так возникает чувство «локтя», представления об общей взаимозависимости действий, необходимости взаимопонимания, ответственности, долга. Складываются понятия "команда", "экипаж", сочетающие в себе полную самоотдачу каждого и сплоченную слаженную деятельность всех [4].

Духовные ценности возникли как некие нравственные опоры, помогающие человеку выдержать тяжелые жизненные испытания, упорядочить действительность. Исследователи понимают под "ценностью то, что свято для конкретного человека, для группы людей и всего человечества" [5], т.е. определенную систему мировоззренческих ориентиров.

Необходимость их формирования выражается и закрепляется в морских традициях и ритуалах, морском церемониале и протоколе, бережно хранится и воспроизводится мореплавателями всех стран, должна плавно войти в систему морского образования. Наличие высокого уровня экологического сознания имеет огромное значение в рамках подготовки специалистов флота. В этой области уровень профессиональной подготовки обязательно предполагает экологическую компоненту, предусмотренную, в том числе международными нормами (МАРПОЛ-73/78, ПДНВ 78/95, МКУБ). Эти требования являются нормативно обусловленной частью должностных обязанностей, а их выполнение – нравственный долг моряка.

Экологическое образование является составной частью концепции гуманизации и гуманитаризации морского технического образования. Продолжающееся ухудшение состояния мировых водных экосистем, увеличение за последнее десятилетие количества аварий на море, в том числе и по субъективным причинам, вызывает озабоченность мирового сообщества, заставило Международную морскую организацию взять под свой контроль национальные системы подготовки кадров плавсостава, унифицировать их соответственно современным международным стандартам, усилить ответственность за профессиональный уровень выпускников. [6] Отсюда вытекает то большое внимание, которое уделяется экологической составляющей профессиональной подготовки курсантов в Одесской государственной морской академии [7].

Центральным ядром концепции выступает понимание сущности экологического образования, как социально-обусловленной системы, основанной на познавательно-воспитательной деятельности по усвоению знаний, формированию экологического мышления, соответствующего ему типа поведения. Цель экологического образования конкретизирует общую цель образования и воспитания и состоит, прежде всего, в формировании экологической культуры. Содержание экологического образования реализуется по трем пересекающимся уровням:

– научному – усвоение главных идей, теорий, концепций, характеризующих взаимоотношения человека и природной среды;

– ценностному – осознание универсальной ценности природы, понимание ее роли в жизни общества, внесения экономической оценки окружающей среды в использовании природных ресурсов, нанесенного ей ущерба и стоимости средств, необходимых для ее восстановления;

– нормативному – усвоение эстетических, моральных, правовых принципов, норм, законов, характеризующих отношение социума к природной среде.

Исходя из этого, можно выделить следующие основные направления построения экологического образования:

– междисциплинарный подход в формировании экологической культуры личности;

– системность и непрерывность изучения экологического материала;

– единство рационального и художественного познания и общения с природой как основы перехода к интеллектуальной и эмоциональной целостности деятельности индивида;

– взаимосвязь глобального, национального (регионального) и краеведческого (локального) аспектов раскрытия экологических проблем. При этом особое внимание, на наш взгляд, целесообразно уделять изучению состояния и проблем экологии Черного моря, в прибрежной зоне которого мы живем.

Следует подчеркнуть необходимость обеспечения действенного механизма по внедрению экологических знаний в учебный процесс, координации усилий разных курсов и кафедр, обмену информацией и опытом, методологическому и методическому обеспечению, организации вне учебной воспитательной работы.

Большая предварительная исследовательская и научно-методичес-кая работа была проведена в Одесской государственной морской академии в связи с переходом к многоступенчатой системе подготовки специалистов с учетом международных стандартов морской подготовки: от обмена опытом с морскими колледжами США и Европы к всестороннему обсуждению новых проектов на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава с приглашением коллег из других морских учебных заведений и, наконец, к созданию соответствующей учебной системы подготовки, разработки и согласования учебных программ, изучаемых дисциплин базовых направлений разного уровня подготовки [8].

Отличительной чертой этих программ является наличие в них, кроме обычных положений (место и роль дисциплины в учебном процессе, ее содержание, литература и т.п.), новых – организация и формы проведения самостоятельной работы курсантов; требования к усвоенному материалу, по которому будет проводиться контроль (зачет, экзамен). Причем отдельно указывается, что должен знать и уметь делать курсант после изучения данного предмета. Таким образом, происходит соединение теоретических знаний и практических навыков по их использованию, применению – что является своеобразным тренингом.

Обоснованный выше подход к формированию экологического сознания через призму и в процессе профессиональной подготовки, с учетом сложившихся в ее рамках морских традиций и современных инноваций, последовательно распространен вплоть до учета особенностей получаемых специальностей на различных факультетах, т.е., по сути дела, до будущих функциональных обязанностей. Так, детализация технического аспекта приложения экологического образования осуществляется по специальностям "Эксплуатация судовых энергетических установок"; "Эксплуатация судовых автоматизированных энергетических установок", непосредственно готовящим судовых механиков. Для специальности "Правоведение" со специализацией "Транспортное право" особо выделяются эколого-правовые аспекты, углубленно изучается экологическое право – присваивается квалификация "юрист" [9].

Морские традиции являются не только формами адаптации к профессиональной деятельности. Выверенные временем, они обладают большим нравственным потенциалом, закаляя и формируя "морскую душу", и, как духовные ценности, имеют непреходящий характер. Их сбережение и преумножение – наш долг как связующего звена в эстафете морских поколений [10].

Литература

1. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Мозговой А.В. Тайны морских странствий. – М.: Транспорт, 1998. – 207 с.

2. Ханке Х. Люди, корабли, океаны. – Л.: Судостроение, 1976. – 432 с.

3. Любченко В.И. Культура безопасности – шаг в новое тысячелетие. // Бизнес-Марин, № 3, 2000. – С. 31.

4. Чекуров М.В. Так гласил морской закон. Очерки истории морской службы в эпоху парусного флота. – М.: Транспорт, 1998. – С. 25–108.

5. Гуревич П.С. Основы философии. - М.: Гароарики. 2000. – С. 353.

6. Козырь Л.А. Морское образование в ХХI веке. // Бизнес-Марин, № 1. 2000. – С. 5–6.

7. Раскрывая духовный потенциал… // Бизнес-Марин, № 5, 2001. – С. 4–5.

8. Голубев В.К. Обучение и подготовка моряка – корни культуры безопасности мореплавания. // Судовождение: Сб. научн. трудов. / ОГМА. Вып. 3. – Одесса: Латстар, 2001. – С. 49–53.

9. Лоева И.Д., Шевчук Е.Н., Короткий Т.Р. Основные направления совершенствования эколого-правового образования и воспитания в Украине. // Причорноморський екологічний бюлетень. № 1, 2001. – С.107–111.

10. Алексишин В.Г. Наша история – наше будущее. // Судовождение: Сб. научн. трудов. / ОГМА. Вып. 3. – Одесса: Латстар, 2001. – С. 3–14.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.