Июл 07 2001

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ

Опубликовано в 16:21 в категории Экология Черного моря

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ

МОРСКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Н.Е. Павленко

Украинский научный центр экологии моря Минэкоресурсов Украины

METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL PROBLEMS INTO BUILDING OF THE SEA ECOLOGICAL MONITORING

OBSERVATION SYSTEM

N. Pavlenko

Ukrainian Science Center of the Ecology of the Sea, Odessa, Ukraina

The features of the sea ecological monitoring methodology and scientific and organizational problems of realization of this methodology in national monitoring system for Black Sea and Azov Sea are discussed.

Основными функциями морского экологического мониторинга (МЭМ) является слежение (повторяющиеся наблюдения) за состоянием компонентов морской экосистемы и факторами влияния, а также анализ полученных данных в целях выработки предложений по управлению качеством морской среды и состоянием морской экосистемы в целом. В соответствии с указанной целью задачами МЭМ является оценка, диагноз и прогноз состояния морской экосистемы.

Основные черты методологии МЭМ и ее реализации в рамках Государственной системы экологического мониторинга Украины (СЭМ "Украина") были разработаны в "Техническом задания на создание СЭМ "Украина" (Минприроды, 1994 г.). К сожалению, указанный документ в целом не был доведен до уровня, позволяющего представить его к внедрению, и многие полезные идеи и наработки, содержащиеся в нем не получили развития. Разработанные позже основоположные нормативные документы (НД) в области мониторинга ("Порядок здійснення державно-

го моніторингу вод" (1996 г.) и "Положення про державну систему моніторингу довкілля" (1998 г.), которые должны были бы разрабатываться на реализацию вышеназванного ТЗ, уже не содержат ссылок на СЭМ "Украина" и не используют термин "экологический мониторинг", ограничиваясь термином "государственный мониторинг окружающей природной среды/вод".

"Потеря" термина оказалась не совсем безобидным событием, во всяком случае, для МЭМ. Тем самым, на нормативном уровне, причем в нормативах высокого ранга, фактически закреплена была устаревшая методология мониторинга ОПС, действующая в рамках программы ОГСНК ("Общегосударственная служба наблюдений и контроля за уровнем загрязнения объектов окружающей среды CCCР"), выполнение которой в Черном море официально продолжалось с 1976 по 1990 гг. Фактически же мониторинг морских вод, выполняемый сетью гидрометслужбы и в настоящее время проводится по методологии, заложенной в ОГСНК. При этом следует отметить, что участь морской части программы ОГСНК в конце 80-х годов уже была предрешена – на смену ей разворачивалась программа ЭКОМОНОК, в которой основной акцент делался на контроль аккумулированных форм загрязняющих веществ (в донных отложениях, во взвеси, в биоте) и на наблюдения биологических эффектов загрязнения.

Примером того как жесткий геосферный подход в контроле состояния окружающей природной среды (ОПС) вступает в противоречие с экосистемной организацией ОПС, может служить перечень объектов государственного мониторинга вод, содержащийся в вышеупомянутом НД "Порядок…". В нем, наряду с поверхностными, подземными и морскими водами, к объектам мониторинга вод отнесены "поступления вредных веществ из донных отложений". К такой изощренной формулировке совершенно очевидного положения о необходимости проведения мониторинга загрязненности донных отложений не пришлось бы прибегать при экологическом подходе к организации мониторинга ОПС. Аналогичный список объектов МЭМ возглавляла бы морская среда (среда обитания морских гидробиоценозов), включающая и морскую воду, и донные отложения (ДО), то есть, абиотические компоненты морской экосистемы.

Согласно методологии МЭМ необходимость контроля состояния загрязненности ДО в рамках программы МЭМ обусловлена, во-первых, тем, что ДО и контактная зона "вода-ДО" являются средой обитания бентосных организмов; во-вторых, тем, что уровень загрязненности ДО является показателем качества основного компонента морской среды – морской воды, и только, в-третьих, состояние загрязненности ДО интересно с точки зрения оценки вторичного загрязнения вод. Исключение представляют районы дампинга грунтов, где контроль загрязненности ДО ведется в целях оценки их влияния на качество воды, но в данном случае ДО следует относить к источникам первичного загрязнения.

Одним из научных результатов изучения состояния загрязненности морских вод в рамках программы ОГСНК следует считать вывод о некорректности каких-либо обобщений данных мониторинга содержания загрязняющих веществ (ЗВ) в морской воде. Поступление ЗВ в морскую воду связано с эпизодическими сбросами ЗВ как движущимися морскими источниками загрязнения (судами), так и стационарными точечными береговыми источниками. Обычно эти процессы обладают низкой периодичностью (сутки–неделя) и проявляются локально (на участках длиной от сотен метров до десятков километров). Появление зон загрязненности может иметь случайный и краткосрочный характер и не скажется на экологическом состоянии данного участка моря. Тем не менее, в результате случайной регистрации уровня загрязненности в зоне сброса эта величина проявится в средних (режимных) оценках уровня загрязненности на данном пункте. Поэтому благоприятные или неблагоприятные тенденции внутригодовой или межгодовой изменчивости уровня загрязненности акватории, выявленные при рассмотрении материалов режимных ежеквартальных наблюдений в открытой части моря или ежемесячных наблюдений в прибрежной зоне моря, часто оказываются связаны именно с проявлением локальных загрязнений.

В соответствии с теорией оптимизации мониторинга, первый критический интервал Tк для показателей состояния экосистемы Xi (где Tк– максимально допустимый период измерений, который обеспечивает минимально допустимый уровень точности оценки характера изменчивости Xi ) равняется приблизительно одной четвертой части периода колебаний величины Xi.. Поэтому для гидрофизических, гидрохимических и гидробиологических показателей, характеризующихся внутригодовым ходом, величина Tк должна отвечать, по крайней мере, календарному кварталу.

Очевидно, что вышеизложенный классический подход неприменим для оптимизации системы мониторинговых наблюдений в целях корректного учитывания локальных загрязнений морской воды или, точнее, неприменим в рамках контактных измерений содержания ЗВ. Однако, корректность учитывания локальных загрязнений в целях управления качеством морской среды связана не столько с полнотой и точностью регистрации изменчивости уровня загрязненности воды в отдельных пунктах, столько с получением корректной характеристики уровня загрязненности данной акватории. Достаточно репрезентативным показателем состояния загрязненности моpской среды многие авторы считают содержание ЗВ в донных отложениях.

В донных отложениях происходит накопление и захоронение стабильных ЗВ, которые выводятся из воды путем биоседиментации. Содержание ЗВ в ДО является результатом долговременного антропогенного воздействия на морскую среду, а, следовательно, характеризует осредненную интенсивность этого воздействия и его суммарный эффект, являясь, таким образом, интегральной характеристикой. Отсюда следует, что периодичность контроля содержания ЗВ в донных отложениях может быть значительно выше, чем для воды, например, один раз в год, а в некоторых случаях может оказаться достаточным и более редкий контроль.

Разумеется, для всестороннего изучения поведения ЗВ в морской экосистеме, прогнозирования состояния загрязненности морской среды и оценки биологических эффектов загрязнения необходимы также данные о содержании ЗВ в других компонентах морской экосистемы: во взвеси, в гидробионтах, особенно в моллюсках. Если загрязненность донных отложений характеризует реальный уровень загрязненности морской среды за определенный временной интервал, то по состоянию моллюсков, постоянно пребывающих в данном районе, можно судить об экологическом эффекте соответствующего уровня антропогенной нагрузки на водную экосистему.

Информация о содержании ЗВ в воде тоже необходима, но в воде, поступающей в водный объект (речной сток, возвратные воды) и являющей собой источник загрязнения морской среды; в зонах выпусков сточных вод в целях инспекционного контроля соблюдения условий предельно допустимого сброса, а также для решения некоторых других специальных задач.

Изложенная концепция была положена в основу методики МЭМ Азово-черноморского бассейна, которая начала внедряться в УкрНЦЭМ с начала 90-х годов. Впоследствии она получила одобрение и дальнейшее развитие в рамках выполнения международной программы BSEP и рекомендована для использования всеми причерноморскими странами, участвующими или готовящимися к участию в международной программе экологического мониторинга Черного моря.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.