Июн 27 2001

экологический контроль на границе

Опубликовано в 16:13 в категории Экология Черного моря

экологический контроль на границе

В.Г. Якуненков

Госинспекция охраны Черного моря Министерства экологии

и природных ресурсов Украины, г. Одесса

THE ECOLOGY CONTROL ON the BORDER

V.G. Jakunenkov

The State Inspection for protection of the Black Sea Ministry

of the Environment and Natural Resources of Ukraine, Odessa

In article the purposes and tasks of the service of the ecological control of cargoes and vehicles which cross frontier of Ukraine, specificity of their work in seaports and on ferries are covered. Examples of the most rough infringements of the nature protection legislation and the measures accepted The State Inspection for protection of the Black Sea to infringers are given. Results of work of service of the ecological control in check points through frontier of Ukraine for 2000 are stated.

Создание службы экологического контроля на границе было вызвано жизненной необходимостью и условием существования Украины, как самостоятельного государства.

Экологический контроль необходим для защиты природной среды Украины, предотвращения необоснованных и непроизводительных расходов государственного бюджета, выполнения международных обязательств и соглашений, ратифицированных Украиной.

Основной задачей экологического контроля является контроль всех импортных, экспортных, транзитных грузов и транспортных средств, пересекающих государственную границу Украины. При этом, основное внимание уделяется предотвращению несанкционированного ввоза и вы-воза промышленного сырья и материалов, вредных отходов производства, ядерных материалов, радиоактивных веществ и других опасных гру-

зов; растений и животных, занесенных в Красную Книгу Украины, различных ботанических, зоологических и минералогических коллекций, охотничьих трофеев и т.д.

Создание экологического контроля грузов и транспортных средств, пересекающих госграницу Украины, было предусмотрено Указом Президента Украины от 16.12.93г. №596/93 "О комплексной программе строительства государственной границы Украины". Датой же рождения экологического контроля надо считать 20.03.95г., когда вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины №198 "Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через госграницу". Экологический контроль всех транспортных средств, грузов, содержащих промышленное сырье, отходы производства, химические соединения, токсичные, химические, радиоактивные и другие опасные для окружающей природной среды и здоровья людей вещества, средства защиты растений, стимуляторы их роста, удобрения, все виды рыб, диких животных и растений, зоологических, ботанических, минералогических коллекций, охотничьих трофеев возложен на Министерство экологии и природных ресурсов Украины и его органов на местах.

Чтобы работать инспектором, необходимо знать огромное количество законодательной и нормативной документации, включающей в себя не только национальное законодательство, но и международные требования, оперативно ориентироваться в этом огромном потоке информации, грамотно и без задержки принимать правильные решения. В соответствии с действующим законодательством госинспектор несет полную ответственность за незаконную задержку груза или судна и действует только в рамках существующего правового поля. Если он без причины задержит груз или судно, то всей его зарплаты за несколько десятков лет не хватит чтобы компенсировать, причиненный его неграмотными действиями, ущерб.

Для выполнения такого огромного объема квалифицированной работы необходимо большое количество специалистов. Но фактическая численность инспекторов не отвечает необходимым потребностям и поставленным задачам. Так, постановлениями Кабинета Министров Украины №113 от 22.01.96г. и №704 от 28.06.97г. численность сотрудников на постах экологического контроля определена от 3 до 6 человек. Только в Одесском морском торговом порту, крупнейшем на черноморском побережье Украины, штатная численность поста экологического контроля составляет 8 госинспекторов. И это тоже недостаточно. Ведь только укрупненные задачи и направления работы по экологическому контролю, определенные постановлением Кабинета Министров Украины №198, свидетельствуют об огромном объеме работы. Необходимо отметить, что работа постов экологического контроля в морских портах существенно отличается от работы постов экологического контроля в пунктах пропуска через госграницу на автопереходах, железнодорожных станциях и в аэропортах. Инспектора постов экологического контроля в морских портах, кроме выполнения контроля грузов и транспортных средств, пересекающих государственную границу, также проводят:

– расследование случаев загрязнения морской среды с наземных объектов, морских судов и других плавучих средств;

– по фактам загрязнения морской среды производят расчет величины ущерба, нанесенного государству, и обеспечивают его взыскание с нарушителя природоохранного законодательства в судебных органах;

– комплексные и целевые проверки соблюдения природоохранного законодательства в морских портах, на судоремонтных заводах и на других, подконтрольных Госинспекции охраны Черного моря, объектах;

– проверки соблюдения природоохранного законодательства всеми субъектами хозяйственной деятельности, функционирующими в прибрежной водоохранной зоне Черного моря, а также другие виды работ.

Госинспекцией создано и в настоящее время действуют 24 поста экологического контроля на паромных переправах, в морских и речных портах, расположенных по всему черноморскому побережью Украины и на реке Дунай. Таким образом, задание правительства Украины, Госинспекцией выполнено полностью. Общая численность службы экологического контроля составляет всего 94 человека. Хотя это нельзя признать достаточным, результаты работы впечатляют. Так, в 2000г. экологическому контролю было подвергнуто 75,2 млн. тонн грузов и более 22 тыс. транспортных средств, из которых около 12 тыс. единиц автотранспорта. За проведенный контроль было взыскано более 9,6 млн. грн., которые в полном объеме были перечислены в государственный бюджет.

В процессе осуществления экологического контроля было составлено 24,8 тыс. актов, выявлено 1228 нарушений природоохранного законодательства, за совершение которых на нарушителей составлено 1228 протоколов о привлечении их к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму превышающую 568 тыс. грн., которые также в полном объеме были перечислены в бюджеты различных уровней. Таким образом, 94 инспектора в результате своей работы обеспечили поступление в бюджет более 10 млн. грн. Другими словами, в результате работы одного инспектора в 45 раз больше средств поступило в бюджет, нежели он получил из бюджета на свою зарплату.

В ходе экологического контроля грузов и транспортных средств за 2000г. инспекторами был выявлен ряд грубых нарушений природоохранного законодательства, за совершение которых, кроме административной ответственности, были приняты более строгие меры, а именно – задержка груза или транспортного средства.

В подавляющем большинстве случаев задержка судна производится Госинспекцией тогда, когда умышленно или при аварийной ситуации с судна произошел сброс загрязняющих веществ (нефтепродуктов, хозяйственно-фекальных вод, загрязненного балласта или других веществ), вина данного судна доказана работниками Госинспекции, а судовладелец отказывается компенсировать нанесенный государству и природе ущерб. В соответствии с нормами Кодекса Торгового Мореплавания судно задерживается на трое суток. Если по истечении этого срока судовладелец отказывается возместить ущерб, то по инициативе Госинспекции судно задерживается на основании решения судебных органов. Только после получения банковской гарантии о согласии судовладельца возместить ущерб, судно может уйти в плавание.

Автотранспортные средства задерживаются, как правило, в том случае, когда дальнейшее их движение может привести к загрязнению окружающей природной среды и, следовательно, к серьезным нарушениям природоохранного законодательства. Ярким примером может быть случай, который произошел в марте 1998г. в Скадовском морском торговом порту. Во время транспортировки гипохлорида соды из Турции произошла разгерметизация автомобильной цистерны, груз и автомобиль были задержаны в пункте пропуска через госграницу. Водитель не смог устранить поломку собственными силами, вследствие чего движение автоцистерны по территории Украины было запрещено, за загрязнение земли экспедитор был привлечен к административной ответственности, а груз и автомобиль были отправлены назад в Турцию.

Аналогичная ситуация произошла в мае 1998 г. на паромной переправе "Ильичевск-Варна", когда в результате разгерметизации упаковки произошло загрязнение земли краской. Автомобиль с грузом был задержан. Только после устранения последствий загрязнения и уплаты штрафных санкций стала возможной дальнейшая транспортировка груза.

Иногда бывают случаи, когда транзитный груз, пройдя контроль на северной, восточной или западной границе и, проследовав по всей территории Украины, необходимо задержать на пункте пропуска в морском порту. Это происходит не по чьей-то вине, а только в результате отсутствия в службе экологов на той границе современных, чувствительных и надежных приборов. Ярким примером этого утверждения является задержка контейнера с металлоломом в ноябре 1999 г. в Ильичевском морском торговом порту в связи с выявлением радиационно-загрязненного фрагмент металлолома, на поверхности которого уровень гамма-излучения был около 500 мкР/час. Таким образом, груз прошел через входной пункт пропуска на территорию Украины и был задержан на выходном пункте пропуска в Ильичевском морском торговом порту. Хотя на тот период не было законодательно утвержденного механизма возврата груза назад грузовладельцу, усилиями Госинспекции радиационно-загрязненная часть металлолома все же была возвращена в страну отправитель. В противном случае необходимо было бы изыскивать в бюджете значительные финансовые средства для захоронения этого фрагмента на территории Украины.

А ведь для того, чтобы выявить эти нарушения природоохранного законодательства, необходимы специалисты, надо их обучить, обеспечить приборами, надо платить им зарплату и т.д. Все это деньги, которых нет в бюджете. А в бюджете денег нет, так как многие организации и фирмы не платят налоги вообще, а если и платят, то в мизерных размерах. Так, по данным Главного управления валютного контроля государственной налоговой администрации Украины только за период 1997-1998 гг. и только за экспорт металлолома в Украину не вернулось 1338 тысяч долларов США.

Кроме этого, постоянно приходится сталкиваться с элементами негативного лоббирования некоторых структур, интересы которых идут в разрез с интересами людей и государства. Располагая значительными финансовыми резервами, этим структурам не редко удается вносить в законодательство такие нормы, которые противоречат уже действующим законам и нормам. Так, одним документом ("Положение об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен") установлено, что радиационному контролю должны подвергаться все грузы, пересекающие госграницу (экспорт, импорт и транзит). А другим документом перечень контролируемых грузов резко ограничивается. Так, в январе 1998 г. в Ильичевский морской торговый порт поступил контейнер с грузом "Электротовары". В соответствии с "Перечнем товарной продукции, которая подлежит экологическому контролю", данный груз не подлежит экологическому контролю и в том числе радиационному контролю, который является составной частью экологического контроля. Госинспекторами был проведен радиационный контроль, и в составе груза были выявлены калильные сетки к керосиновым лампам (производитель - Китай), которые активно реализовывались на промрынке седьмого километра. После проведения исследования сеток специализированная лаборатория радиоэкологии Украинского научного центра экологии моря Минэкоресурсов Украины сделала ряд выводов, в том числе:

– калильные сетки, по сути, являются открытыми источниками ионизирующего излучения, то есть это наивысшая степень угрозы радиоактивного загрязнения окружающей природной среды;

– удельная активность альфа-излучающих радионуклидов, которые содержатся в материале сеток, более чем в 170 раз превышают безопасный уровень, установлений п.1.3. ОСП.72/87.

То есть, в результате квалифицированной работы инспекторов было сохранено здоровье многим людям, как в Одесской области, так и на территории всей Украины.

В качестве примеров можно привести еще некоторые случаи задержек судов и грузов, а именно:

– в феврале 1996г. в Ильичевском морском торговом порту был выявлен контейнер с бочками, содержащими неизвестное вещество. Документы на груз отсутствовали, экспедитор или грузовладелец также отсутствовали. Контейнер с грузом был возвращен на судно и вывезен с территории Украины. Если бы этот контейнер остался на территории Украины, а грузовладелец или получатель груза не заявили бы своих прав на него, то пришлось бы его утилизировать или захоронить за счет средств госбюджета, то есть на деньги налогоплательщиков или наши с Вами деньги;

– в 1997г. в Керченском морском торговом порту при осуществлении экологического контроля металлолома на экспорт было выявлено 35 металлических деталей с мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения, превышающей нормативные фоновые величины более, чем в 215 раз;

– в октябре 1999г. на паромной переправе "Ильичевск-Варна" было задержано 10 тепловозов, так как практически из всех узлов, агрегатов и с патрубков этих тепловозов происходила утечка нефтепродуктов. В результате происходило интенсивное загрязнение земли и водосборной площади Сухого лимана. Только после устранения всех утечек нефтепродуктов, последствий загрязнения и уплаты штрафных санкций тепловозы были пропущены через госграницу;

– в декабре 1999г. в составе металлолома, транспортируемого через Керченский морской торговый порт, было выявлено три ампулы с 20 граммами ртути в каждой. Весь металлолом был задержан, проверен на наличие других ампул или загрязняющих веществ. Так как наличие ртути в металлоломе классифицируется законодательством, как нарушение правил транспортировки, ответственное должностное лицо было привлечено к административной ответственности, а ртуть была передана на утилизацию за счет грузоотправителя;

– в феврале 2000г. на паромной переправе "Ильичевск-Варна" был задержан железнодорожный вагон с грузом ферросилиция, который следовал транзитом из России в Болгарию. Причиной задержки явилось загрязнение водосборной площади Сухого лимана и земли из-за просыпания груза в результате негерметичности вагона. Грузовладелец был привлечен к административной ответственности и получил предписание на устранение последствий загрязнения;

– в феврале 2000г. в Ильичевском морском торговом порту был задержан контейнер с грузом металлолома следовавшего на экспорт в Индию. На поверхности контейнера в результате радиологического контроля была обнаружена точка с мощностью экспозиционной дозы гамма-излучения, превышающей нормативные фоновые величины более чем в 4 раза. В результате проведенной работы был выявлен радиационно-загрязненный фрагмент, который был передан в УкрГП "Радон" для захоронения на спецполигоне за счет грузоотправителя;

– в апреле 2000г. в Измаильском торговом порту было задержано судно, предназначенное для продажи в Румынию. При проведении радиологического контроля судна в машинном отделении было обнаружено превышение мощности гамма-излучения 20 раз. В результате проведенной работы оборудование, имеющее повышенный фон гамма-излучения было изъято. Имидж государства Украины, как надежного торгового партнера, был сохранен;

– в феврале и июне 2001г. в морском торговом посту «Южный» были задержаны суда "Евробалкер І" (Камбоджа) и "Fеderal Bergen" (Мальта) за сброс хозяйственно-фекальных вод и загрязненного балласта (соответственно), ущерб при этом составил 7168 и 13393 дол. США (соответственно). Суда были отпущены только после получения банковских гарантий судовладельцев о возмещении, нанесенного государству и природе, ущерба.

Все вышеизложенное однозначно подтверждает необходимость экологического контроля на госгранице, ужесточения (а не смягчения) законодательной и нормативной базы в этом вопросе, а также значительную пользу и эффективность деятельности службы экологического контролю для государства и его граждан.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.