Июн 29 2001

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ИЛЬИЧЕВСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА

Опубликовано в 20:10 в категории Экология Черного моря

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ИЛЬИЧЕВСКОГО МОРСКОГО ТОРГОВОГО ПОРТА

В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЧЕРНОГО МОРЯ

О.В. Лисовский, И.А. Салаватов, С.В. Костенко, О.Г. Качалов

Госинспекция охраны Черного моря Министерства экологии

и природных ресурсов Украины, г. Ильичевск

THE ACTIVITY OF THE POST OF ECOLOGICAL CONTROL

OF ILLICHOVSK TRADING PORT IN THE DECISION

OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF THE BLACK SEA

O.V. Lisovsky, I.A. Salavatov, S.V. Kostenko, O.G. Kachalov

 

The State Inspection for protection of the Black Sea Ministry of the

Environment and Natural Resources of Ukraine, Illichovsk

In article the activity of state inspectors of ecological for prevention of pollution of sea from foreign and Ukrainian sea ships and also coastal objects of Illichovsk sea trade port and Illichovsk ship-repair factory.

Госинспекция охраны Черного моря является неотъемлемой частью Министерства экологии и природных ресурсов Украины. Она создана с целью контроля за соблюдением природоохранного законодательства Украины промышленными предприятиями и производствами в процессе их работы, а также контроля за соблюдением требований по предупреждению загрязнения моря иностранными и украинскими судами различными веществами и продуктами. Для этого во всех портах и портпунктах Украины в соответствии с Указом Президента Украины от 9 сентября 1993г № 596/93 были созданы посты экологического контроля Государственной инспекции охраны Черного моря. В Ильичевском морском торговом порту такой пункт создан и функционирует с 1995 года.

В своей работе Госинспекция руководствуется Конституцией Украины, постановлениями Кабинета Министров и Верховной Рады Украи-

ны, приказами и указаниями Министерства экологии и природных ресурсов Украины и Главной экологической инспекции, а также другими документами, регулирующими и регламентирующими вопросы экологической безопасности, в том числе экологического контроля грузов и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу. В процессе работы пост тесно взаимодействует с другими структурными подразделениями Госинспекции, пограничниками, таможней, службами других ведомств, научными организациями.

Основными нашими задачами являются контроль за исполнением требований природоохранного законодательства юридическими и физическими лицами независимо от гражданства и форм собственности, а также лицами без гражданства, которые пересекают границу Украины морским путем, охрана Украины от несанкционированного ввоза на ее территорию промышленного сырья и отходов производства, радиоактивных и токсичных веществ и отходов, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья людей.

Ильичевским постом экологического контроля в 2000 году, первом полугодии 2001 года было проведено 2 797 проверок по выполнению требований природоохранного законодательства Украины, организациями, учреждениями, гражданами из которых 1258 проверок судов. За полтора года было проведено также 5100 проверок радиационной безопасности. По материалам этих проверок за нарушение природоохранного законодательства Украины было наложено 233 штрафов на сумму 240 тыс. гривен, предъявлено 72 иска на сумму свыше 44 тыс. гривен.

Проверки судов, заходящих в порты Ильичевского региона, на судоремонтные заводы проводятся, с целью контроля за соблюдением Украинского законодательства по предотвращению загрязнения моря различными веществами и проверки судовой документации по осуществлению операций с вредными веществами (нефтепродуктами, сточными водами, отходами, наливными грузами и т.д.). Как показывают данные, начиная с 2000 года, по сравнению с прошлыми годами, снизилось количество грубых нарушений требований экологического законодательства экипажами судов. Это свидетельствует о положительных результатах таких проверок и проводимой разъяснительной работы госинспекторов о правилах предотвращения загрязнения моря и особенно требований национального законодательства. При проверке судов за полтора года было привлечено к ответственности 150 должностных лиц. Как правило, штрафовались офицеры командного состава экипажей. Общая сумма выставленных штрафов и исков за полтора года составила более 44 тыс. гривень и около 14 тыс. долларов США. Все деньги Госинспекцией охраны Черного моря были перечислены в местный и государственный бюджеты для проведения природоохранных мероприятий. Основными источниками загрязнения морской среды на настоящий момент остаются балластные воды, в связи с эксплуатацией небольших судов устаревшей конструкции, экипажи которых имеют слабую профессиональную подготовку. Был случай, когда в результате ночной аварии на танкере "Oriental Garland" произошла утечка стеарина на грузовую палубу судна, береговую черту (пирс № 16) и в море, а экипаж судна, "грамотно" используя имеющееся время, скрыл факт нарушения и в дальнейшем переложил вину за загрязнение на представителей Ильичевского морского торгового порта. Госинспекторы доказали основную вину экипажа иностранного судна. Но, если бы со стороны бригады портовиков, занимающихся перегрузкой стеарина, вовремя была дана информация, у капитана танкера не было бы возможности предъявить претензии к портовикам и он получил бы штрафные санкции на гораздо большую сумму. По причине непрофессионализма, предвзятого отношения и полного игнорирования законных требований администрацией судна "St. George" была предпринята попытка, воспрепятствовать работе госинспекторов при осуществлении экологического контроля. И как результат-штрафные санкции в размере 13 500 долларов США и задержка (арест) судна надвое суток после окончания погрузки.

Негативное влияние на состояние окружающей среды, в том числе морской, оказывают морской торговый порт, судоремонтный завод и другие предприятия. Основная причина такого влияния - состояние экономики нашей страны, а не игнорирование или нежелание выполнения требований экологического законодательства в процессе своей деятельности. Природоохранные мероприятия выполняются, но пока рано говорить об экологической безопасности производств в целом. Администрации предприятий по мере сил стараются придерживаться и выполнять требования органов Министерства экологии и природных ресурсов. Объектами экологического контроля Ильичевского поста экологического контроля являются производственные предприятия, расположенные в зоне первого и второго ковшов Сухого лимана с учетом специфики их производства. Главные аспекты – это контроль загрязнения атмосферного бассейна, обращение с отходами и сточными водами, возможный риск загрязнения акватории Сухого лимана и площади водосбора любыми видами токсичных и химических веществ. В ходе инспекционных проверок промышленных объектов оценивается степень экологической опасности подразделений производства, наличие очистного оборудования на источниках выбросов и сбросов загрязняющих веществ, их техническое состояние, наличие ведомственного контроля за загрязнением окружающей среды, виды образующихся отходов и методы их утилизации. Также контролируется наличие разрешений и проектов на сброс и выброс загрязняющих веществ, сроки их действия, выполнение условий существующих разрешений.

Одним из крупных объектов Сухого лимана является государственное производственное объединение "Ильчевский судоремонтный завод". Здесь наиболее вероятную опасность загрязнения акватории представляют собой доковые операции (притапливание доков для захода или выхода судов). В процессе ремонта судов в доках производятся различные виды работ: ремонт балластных танков, винто - рулевого комплекса, наружной обшивки, внутренние, окрасочные и другие работы. Для зачистки бортов от старой краски применяется пескоструйный метод (абразивный песок под давлением), при котором песок вместе со счищенной краской оседает на стапель-палубе дока. Естественно, перед каждой доковой операцией стапель- палуба должна быть тщательно убрана от этих отходов, а в журнале сделана соответствующая запись с подписью ответственного лица. Для контроля за исполнением данных требований Госинспекцией всем докмейстерам даются предписания об обязательном официальном уведомлении поста экологического контроля о каждой доковой операции. В первой половине 2000 г. это предписание практически не выполнялось, за что к докмейстерам были применены штрафные санкции. На данный момент госинспектора получают информацию в полном объеме о происходящих авариях. В результате аварии 31 июля 2001 г. на доке 4-М Ильичевского судоремонтного завода произошло загрязнение акватории сухого лимана нефтепродуктами, попавшими вместе с льяльными водами. По факту загрязнения было проведено расследование госинспекторами и подготовлен материал по возмещению убытков за нанесенный ущерб природной среде.

Возможно загрязнение при ремонте балластных танков. Первым этапом является их опорожнение от балластной воды и очистка. Перед сбросом балластных вод производится анализ на содержание загрязняющих веществ. Степень загрязненности определяется по трем параметрам: концентрация нефтепродуктов, железа и взвешенных веществ. Сброс балласта разрешается только после проведения лабораторных анализов при условии, что концентрация данных веществ находится в пределах ПДК. Но имеют место случаи, когда балластные воды сливаются без уведомления Госинспекции и без лабораторных анализов. В данной ситуации администрация судов привлекается к административной ответственности, а с судовладельца взыскиваются причиненные государству и природе убытки. На состояние акватории Черного моря большую роль оказывает санитарное состояние причалов и пирсов Ильичевского судоремонтного завода. Бетонное покрытие причалов местами потрескалось, имеются щели шириной до 3-4 см. На причалах складируются промышленные и бытовые отходы, отработанные аккумуляторы, горюче-смазочные материалы. Несколько раз за небрежное хранение или временное складирование открытых или переполненных емкостей с ГМС на причалах ответственные лица привлекались к админответственности. Но эти санкции должного влияния не оказали. В ходе проверок санитарного состояния причалов инспекторами сделан практически полнометражный фильм о протекании ГСМ из емкостей на покрытие причалов, о попадании ГМС через трещины и разломы в бетонном покрытии прямо в акваторию завода и многом другом. К сожалению, на сложившуюся ситуацию это практически не влияет. Переполненные емкости с ГСМ и бытовыми отходами не вывозятся неделями, хотя это вина не только работников завода. Большей частью экипажи судов, пришвартованных к причалам предприятия, складируют свои отходы, как в специальные емкости, так и прямо на причалы. А ведь в них присутствуют отходы, которые подлежат утилизации в соответствии со строго определенными правилами, - люминесцентные лампы, содержащие пары ртути, отработанные аккумуляторные батареи, промасленная ветошь и т.п. К сожалению, не всегда удается привлечь истинных виновников к ответственности, но работа в этом направлении ведется.

К загрязнению морской среды окислами железа приводит нахождение в акватории затопленных и подтопленных плавсредств, металлоконструкций, навигационных знаков. В соответствии с предписаниями Госинспекции завод в 1998-1999 годах осуществлял плановый подъем этих конструкций. В 2000 г. такие работы не проводились, и некоторая часть металлолома остается затопленной. В 2001 г. завод запланировал продолжение данных работ. Проводимые работы по порезке на металлолом плавсредств непосредственно в акватории также представляют опасность ее загрязнения горюче-смазочными материалами: не всегда суда, предназначенные для разделки, проходят обязательную очистку от нефтепродуктов. Разделка металлоконструкций сопряжена с выбросом в атмосферу окислов металла, продуктов сгорания газов. При выполнении таких работ обязательно проводиться мониторинг (отслеживание) влияния работ на состояние окружающей среды.

В состав государственного производственного объединения Ильичевского судоремонтного завода входят также контейнерное и литейное производства. В 2000 г. при их проверке было установлено, что они практически простаивают, (загрузка составляет 15-22 % производственных мощностей из-за отсутствия заказов), некоторые установки очистки газа либо демонтированы, либо находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. На местах не ведутся журналы учета работы газоочистного оборудования, не на должном уровне ведомственный контроль за источниками выбросов вредных веществ. Непосредственно на самой территории завода расположены блоки цехов. Внутри помещений находятся различного рода станки: заточные, шлифовальные и т.п., многие из которых эксплуатируются при неисправном или отключенном газоочистном оборудовании. Некоторые из действующих установок эксплуатируются с нарушением правил эксплуатации ГОУ.

Помимо основных производственных процессов (судоремонт, судостроение и т.д.) на территории завода осуществляется складирование, порезка и перевалка экспортных партий металлолома. Такой вид деятельности проходит под контролем госинспекторов, так как существуют определенные правила и требования при работе с металлоломом:

– площадки складирования должны быть забетонированы и ограждены);

– система ливневой канализации должна быть защищена от поступления в нее загрязненных окислами железа стоков;

– поступающий металлолом должен быть очищен от горюче- смазочных материалов и других загрязняющих веществ.

Одной из задач поста экологического контроля является контроль при перегрузках сыпучих и навалочных грузов. В частности, не допускается перегрузка пылящих грузов при скорости ветра более 10 метров в секунду. Ведь именно тогда пыль распространяется на большие расстояния (до границ санитарно-защитной зоны предприятия и далее). Санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается отдельно для каждого предприятия и, в частности, подразумевает под собой запрет на строительство и размещение в ее пределах любых объектов социальной сферы - жилых домов, школьных и дошкольных учреждений и т.п. Граница такой зоны указывает, что концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе не превышает предельно-допустимые концентрации (ПДК). Ярким примером грубого нарушения территории санитарно-защитной зоны является самовольная застройка СЗЗ жителями Александровки в районе 25 причала. Перевалка основного количества сыпучих грузов (в т.ч. удобрений) осуществляется на шестом комплексе третьего терминала порта. В ходе текущих проверок выполнения "Особых требований" рабочей технологической карты перегрузки каких-либо грузов (хлористого калия, диамония фосфата, цементного клинкера и других) инспекторами фиксировались различные нарушения: перегрузка при скорости ветра более 10 м в секунду; отсутствие защитных козырьков на борту судна, препятствующих попаданию грузов в акваторию Сухого лимана или их неэффективность; просыпание грузов на причал с грейферов вследствие отсутствия уплотнений; раскрытие грейферов на уровне 2-5 м над уровнем навала груза в трюмах и другие. Но основная масса нарушений на комплексе химических грузов постепенно остается в прошлом. Так, порт выстроил укрытия над бунтами- накопителями сыпучих грузов, что значительно снизило пыление хранимых там грузов, оснастил комплекс новыми грейферами двух типов - двухковшовыми и грейферами с уплотнениями. Перегрузка хлористого калия и диамония фосфора со станции разгрузки железнодорожных вагонов в бунты сегодня осуществляется при помощи системы ленточных транспортеров, имеющих укрытия. Раньше такие грузы поступали на территорию порта в открытых железнодорожных полувагонах, что приводило к потере части груза при транспортировке, эрозии под воздействием ветра, намоканию при выпадении осадков. Теперь эти грузы поступают в закрытых вагонах – минераловозах, исключающих пыление. И как результат – снижена концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Проводится также контроль концентрации содержания загрязняющих веществ в отработанных газах карбюраторных и дизельных автомобилей. В 2000 году было проверено 316 единиц автотехники, в первом полугодии 2001 года – 196, при этом были выявлены случаи превышения содержания вредных веществ в отработанных газах. За выпуск на линию автотранспорта с превышением СО и дымности должностные лица привлекались к административной ответственности. Наряду с ними были оштрафованы водители, эксплуатировавшие автомобили с повышенным содержанием загрязняющих веществ в выбросах. Такие проверки по предприятиям проводятся два раза в год совместно с работниками Госавтоинспекции.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.