Июн 29 2001

ДЕЯТЕЛЬНОСТь госинспекции охраны ЧЕРНОго МОРя по осуществлению государственной

Опубликовано в 00:10 в категории Экология Черного моря

ДЕЯТЕЛЬНОСТь госинспекции охраны ЧЕРНОго МОРя по осуществлению государственной

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ экспертизы

Е.А. Кравченко, Н.П. Лошкарева

Госинспекция охраны Черного моря Министерства экологии

и природных ресурсов Украины, г. Одесса

The ACTIVITes of the state inspection of protection

of the BLACK SEA for carring out eCOLOGICAL expertise of objects

E.A. Kravchenko, N.P. Loshkareva

The State Inspection for protection of the Black Sea Ministry of the

Environment and Natural Resources of Ukraine, Odessa

In article the basic directions of activity of a department ecological examination The State Inspection for protection of the Black Sea of protection of Black Sea are covered, the list of the commissioned large objects whose design documentation has passed ecological examination in The State Inspection for protection of the Black Sea is submitted. The attention is given to question of publicity at realization of ecological examination of objects of construction, work with references of citizens. In the publication problems of imperfection normative-legal are raised.

С целью определения степени риска и экологической безопасности отделом экологической экспертизы Госинспекции охраны Черного моря проводится государственная экологическая экспертиза по технико-экономическим обоснованиям, проектам строительства, реконструкции и расширения объектов, расположенных в портах и судоремонтных заводах Украины, а также по объектам, расположенным в прибрежной защитной полосе Черного моря.

Отделом экологической экспертизы также контролируются вопросы рассмотрения, согласования процессов перегрузки навалочных и наливных грузов, переработки, хранения и транспортировки опасных грузов, отходов различного происхождения. Совместно с научными организациями разрабатываются проекты дноуглубления и дампинга грунтов, которые наиболее остро сейчас стоят при выполнении ремонтного черпания подходных каналов и операционных акваторий портов.

Сотрудники отдела принимают участие в работе комиссий по выбору земельных участков, приемке готовых объектов в эксплуатацию, а также ими предоставляются квалифицированные консультации по природоохранным вопросам.

Специалистами отдела была проведена государственная экологическая экспертиза по проектной документации таких значительных объектов, как строительство специализированных перегрузочных комплексов сжиженных углеводородных газов в Ильичевском и Одесском портах, строительство транспортной эстакады в Одесском порту, строительство бункеровочной базы в порту Южный, строительство перегрузочного маслокомплекса в Одесском порту, строительство централизованного водоснабжения и канализации на пляже "Отрада".

Все проектные материалы по строительству, реконструкции, размещению объектов, которые рассматривались и были утверждены Госинспекцией, имеют комплекс природоохранных мероприятий - очистка дождевых стоков, аспирационное оборудование, централизованные системы водоснабжения и канализации и др. Однако, в процессе проведения экспертизы, по некоторым объектам были выявлены недоработки проектной документации, которые в последствии могли бы отрицательно сказаться на состоянии окружающей среды. К таким недоработкам можно отнести несовершенство технологии перегрузки, отсутствие очистки ливневых вод перед сбросом в море, отсутствие очистного аспирационного оборудования и др.

На подконтрольных Госинспекции предприятиях проводятся технические, технологические и организационные мероприятия в соответствии с требованиями планов природоохранных мероприятий этих предприятий.

Специалистами отдела проводится анализ всех работ, производимых на море. Это добыча газа, песка, гравия, а также проведение геолого-разведывательных работ.

Особое внимание при проведении экологической экспертизы уделяется гласности. Обязательным требованием со стороны Госинспекции к заказчику является оглашение через средства массовой информации о запланированном строительстве объектов для возможности обсуждения вопросов населением и общественностью. Так, информация по вышеперечисленным объектам строительства была опубликована в областной и городской прессе. Заявления о намерениях намечаемой деятельности в обязательном порядке были согласованы с местными органами власти. Заказчиками строительства, проектировщиками и исполнителями работ даны гарантии о выполнении природоохранных мероприятий и норм в ходе строительства и эксплуатации объектов, которые были оформлены в виде заявлений об экологических последствиях.

На сегодня достаточно проблем и спорных вопросов, по которым обращаются граждане, общественность в Госинспекцию охраны Черного моря. К примеру, между Белгород - Днестровским райсоветом и Сергеевским поселковым советом разгорелся спор об использовании Будакской косы, находящейся в полутора километрах от Сергеевки и входящую в первую зону санитарной охраны курорта "Сергеевка". На курорте "Сергеевка" ежегодно поправляют здоровье, отдыхают около 100 тыс. человек. Сергеевский поселковый совет обратился с письменным обращением в Госинспекцию охраны Черного моря по решению спорного вопроса. Специалисты отдела экспертизы побывали в Сергеевке, чтобы на месте разобраться в сложившейся ситуации. При проверке оказалось, что кроме спорного вопроса, на Будакской косе ведется строительство комплекса по обслуживанию пляжной зоны без проекта строительства данного объекта, заключения экологической экспертизы, согласования с природоохранными органами. В результате было дано заключение - Будакская коса должна использоваться для лечения и оздоровления людей, организованного массового отдыха населения без ущемления прав отдыхающих и жителей курорта "Сергеевка" и строительство любых объектов должно вестись по согласованию с природоохранными органами. Заказчик строительства объекта за нарушение природоохранного законодательства был привлечен Госинспекцией к административной ответственности. Материалы проверки нашли отражение на станицах печати: "Будакская коса - для оздоровления и отдыха" (газета "Одесские известия").

Часто неупорядоченная застройка прибрежной защитной полосы Черного моря происходит из-за несоответствия Водного и Земельного Кодексов. Так, по Водному Кодексу, земли водного фонда, куда включена прибрежная защитная полоса моря, могут выделяться для использования только в санитарно - курортно - рекреационных целях и размещения специальных гидротехнических сооружений и предприятий. Земельным Кодексом данные ограничения не предусмотрены, так как в понятие земель водного фонда прибрежная защитная полоса моря не включена. Данный вопрос требует решения на правительственном уровне.

Другой проблемой является отсутствие нормативно- правовой базы на выдачу разрешений на право проведения добычи полезных ископаемых, дноуглубительных, научно- исследовательских, поисковых, взрывных, геолого - разведовательных работ, дампинга грунтов и других видов работ, которые проводятся во внутренних морских и территориальных водах, экономической зоне и континентальном шельфе Черного моря в границах Украины.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.