Июл 01 2001

ЧЕРНОЕ МОРЕ – ПОЛНОПРАВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Опубликовано в 16:57 в категории Экология Черного моря

ЧЕРНОЕ МОРЕ – ПОЛНОПРАВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

А.И. Шевчук

Одесское отделение Международного Социально-экологического союза

Результатом усилий Черноморской Экологической программы (BSEP) стали два важных и конкретных документа: Трансграничный диагностический анализ Черного моря и Стратегический план действий по реабилитации и защите Черного моря. Подписание Стратегического Плана Действий черноморскими государствами (31.10.1996) явилось официальным согласованием странами и подтверждением правительствами этих стран необходимости взять на себя обязательства разработать общую стратегию защиты и восстановления Черного моря, управления его береговыми и морскими ресурсами на 20 лет.

Прошло пять лет и приходится констатировать, что Черноморские государства взятых на себя обязательств не выполнили. Наоборот, создалась ситуация, при которой планы по использованию Черного моря решаются далеко за его пределами (Большой семеркой, олигархами всех мастей и т.д.), а содержать структуру управления Черным морем, оплачивать ее расходы по восстановлению и защите моря обязаны только государства, расположенные по его берегам. Этот экономический просчет, заложенный в Стратегический план действий, должен быть исправлен.

Всего около года тому назад созданная в соответствии с Бухарестской Конвенцией Стамбульская комиссия пока никак себя не проявила. Бывшие шесть Активных центров – по рыболовству (в Констанце), по чрезвычайным ситуациям (в Варне), специального мониторинга (в Одессе), по биоразнообразию (в Батуми), по комплексному управлению прибрежной зоной (в Новороссийске) и по текущему мониторингу (в Стамбуле) – автоматически стали называться Консультативными. В Стамбуле должна быть создана Консультативная группа по обмену информацией и данными

В Украине работа Консультативной теперь уже группы по мониторингу не финансируется. В Болгарии безопасностью Черного моря занимается один человек. В Румынии – сотрудник структуры океанографиче-

ской службы, задачи которой не лежат в области рыболовства. Россия прикрывается стандартными наблюдениями гидрометслужбы, считая их, видимо, "общей методологией совместного управления прибрежной зоной". В Грузии вообще не проводится никаких работ. Не информирует Стамбульскую комиссию о полученных результатах проводимых наблюдений и Турция.

Разрозненная работа специалистов не способствует созданию хотя бы элементарного банка данных: о районах исследования, достоверной информации о количествах экспедиций, о периодах выполнения анализов, о методах их проведения, если таковые работы вообще кем-то проводятся.

Не осуществлена и самая главная идея – создание Черноморского Экологического фонда.

Для спасения Черного моря нужна единая воля.

В качестве первоочередных стратегических мер предлагается:

–альтернативный путь транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов в Черноморо-Каспийском регионе по существующему кольцевому нефтепроводу вокруг Каспийского моря, далее от станции Тихорецкая на северо-запад до нефтепровода "Броды-Одесса" (или другого) в сторону Центральной Европы.

Такое решение, в случае его принятия, минимизирует общую антропогенную нагрузку на экосистемы указанных морей, избавит морские воды от значительных транспортных потерь и катастроф, неизбежность которых доказана статистикой. Кольцевой нефтепровод вокруг Черного моря будет соответствовать смыслу Стратегического плана действий, духу Декларации Объединенных Наций по Окружающей среде и реализации положений Пан европейской экологической политики. Предложение согласовано представителями Форума НПО шести стран Черноморского региона.

–выполнить Оценку Воздействия на Окружающую Среду (ОВОС) антропогенной нагрузки на экосистему Черного моря с учетом существующих и планируемых к размещению нефтяных и газовых терминалов, добычи нефти и газа на шельфе Азовского и Черного морей, состояния и тенденций развития чужеродных организмов, участившихся учений НАТО (что противоречит положениям МАРПОЛ 73/78 относительно Черного моря как особого района). ОВОС покажет способность моря к самоочищению и определит возможный уровень общей нагрузки на различные участки морской экосистемы.

–разработать Концепцию природопользования в бассейне Черного и Азовского морей, в основу, которой положить идею о совместном хозяйствовании регионов, связанных общими ресурсами. Для этого необходимо: государствам бассейна Черного и Азовского морей – пользователям общих природных ресурсов Черного и Азовского морей – закрепить законодательно новое понятие в системе природопользования: "собственность природы", т.е. признать за Черным и Азовским морями право наличия собственности (по аналогии с "государственной собственностью").

Создать организацию (вариант названия: "Банк Черного моря", "Банк Азовского моря"), которая представляла бы интересы Черного и Азовского морей, превратив, таким образом, эти моря в равноправного субъекта и экономического партнера стран Европы и других.

Новая структура международного характера должна будет нести, с одной стороны, ответственность за экологическое состояние Черного и Азовского морей, с другой стороны, продавая часть ресурсов, будет получать средства для восстановления ресурсов Черного и Азовского морей и для своего существования.

К выполнению экстренных мер, которые будут способствовать координации действий между государствами по защите Черного и Азовского морей, мы так же относим:

– разработку специального протокола к Бухарестской конвенции о квотах на сброс сточных вод для всех стран бассейна Европы, исходя из ассимиляционной емкости моря (способности к самоочищению);

– унификацию методик проведения мероприятий по защите и восстановлению Черного и Азовского морей, проводимых различными странами;

– разработку и внедрение пилотного проекта экологического земледелия в границах водосборных площадей водно-болотных угодий международного значения;

– создание международного тренингового центра по разведению редких видов эндемичных и других рыб Черного и Азовского морей (в том числе мидий) на базе действующего в этом направлении рыбопитомника ХТМО, Одесса, Украина.

На национальном уровне требуется немедленно разделить функции воспроизводства и охраны рыбных ресурсов Украины в системе Министерства АПК Украины. Контролирующие функции и охрану рыбных ресурсов с их инфраструктурой передать в систему Министерства экологии и природных ресурсов. Функции воспроизводства и добычи рыбных ресурсов целесообразно сохранить за системой АПК.

Организовать на шельфе северо-западной части Черного моря государственный заповедник "Филофорное море Зернова" (по аналогии с Саргасовым морем в Атлантическом океане) с целью сохранения и восстановления единственного подобного на планете биоценоза (120 видов беспозвоночных, 50 видов рыб, ценное промышленное сырьё агароид, другое).

Разработать Береговой кодекс Украины.

Литература

1. Kamalov Yu.S., Interregiomal approach to Aral Sea. Soviet Environmental Watch, Monterey Institute of International Studies, Winter 1991, USAP.

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.