Сен 28 2006

 экологическая школа в дельте Днестра

Опубликовано в 07:08 в категории Экология р.Днестр

 экологическая школа в дельте Днестра

Русева Т.Д., Русев И.Т.,  Терновая Ю.В., Катомина Л.В., Попова А.В.

Фонд «Природное наследие»,Одесса

Ежегодная международная экологическая экспедиция  «Днестр», с.Маяки Одесской области

Анализируя проблему экологическо­го воспитания следует всегда помнить одну особенность: гармонизируя отношения человека с ок­ружающей природой, мы неизбежно придем к необхо­димости гармонизации отношений человека в общест­ве, с другими людьми. По сути дела, традиционное нравственное воспитание есть не что иное, как воспи­тание экологическое. Ведь нравственность — чрезвычайно важная категория, отражающая весь жизненный опыт существования человечества, его взаимодействия не только с обществом, но также с живой и неживой при­родой. Нравственные положения, так или иначе, реали­зуются через систему многих институтов, и прежде всего, - через школу, в том числе и через полевые экологические школы.

В последнее время в мире интенсивно разрабатываются различные приемы и методы экологического образо­вания школьников в аудитории. Сюда можно вклю­чить различные печатные пособия, аудио - и видеома­териалы, возможности интернета. Бесспорно, если школьники не имеют возможности взаимодействовать с природой напрямую, то и такие формы работы хо­роши. Но они далеко не самые результативные, хотя бы потому, что не могут заменить общения с живой природой, возможности ощутить себя ее частью. Так как же можно воспитать потребность Человека суще­ствовать в гармонии с окружающим миром? Есть только один путь — учиться у Природы, пока ее не загубили до конца. Именно общение с природой, сам процесс познания ее великих закономерностей — мо­гут стать едва ли не самым эффективным (а может быть, и единственным!) средством воспитания высо­конравственных людей. Стоит задуматься: может ли Природа научить плохому? Ответ очевиден: нет!

      Умение видеть красоту родной природы, умение слушать шум дождя и пение птиц — это ли не прекрасная цель и одновременно средство воспитания высо­конравственного человека? Удивляться красоте ма­ленького бриллианта — росинки на листе травинки, ощущать ни с чем не сравнимый запах туманного днестровского утра, понять радость духовного единства близких людей — единомышленников в экологическом лагере или экспедиции  - это просто здорово!

Если испытывающий жажду человек        ощутит вкус кристально чистой воды из родника, то следующим шагом для него может стать потребность его очистить, оборудовать и даже украсить. Полюбив природу, поневоле научишься ее ценить, беречь, рационально использовать и возобновлять ее огромные ресурсы. Ощутив прекрасные эмоции, возвышенные чувства, неземную радость от общения с дикой природой и людьми, поневоле будешь стремиться  ощутить это еще и еще раз. Действительно, у человека, посадившего дерево или расчистившего родник, побывавшего в исследовательской экс­педиции на родной речке, никогда не поднимется рука на большие и малые создания Природы. По крайней мере, на это хочется надеяться и в это верить. Отлов, кольцевание и если необходимо  лечение птицы с перебитым крылом или расчистка протоки, питающей любимое озерцо,  школьнику может дать гораздо больше, нежели  компьютерные игры. Но вот тут уже нужны знания.

      Наш многолетний опыт работы с детьми показывает, что наибо­лее эффективен в экологическом образовании является тот метод, когда дети получают задание провести самостоя­тельное исследование, выполняет его, сами собирают и обрабатывают материал, оформляют работу, защищают ее, а затем представляет свои результаты на конференциях юннатских работ и малой академии наук.

Ежегодной экспедиции «Днестр», которой в 2006 г.  исполнилось 20 лет, главная цель которых в первые годы была - практические дела по  наведению элементарного  экологического порядка в дельте, с начала 90-х годов переориентировались на  экологическое образование молодежи. Стратегия нашего подхода в образовании молодежи заключалась в том, чтобы молодые люди практически, на деле знакомились с жизнью водно-болотных угодий -  этих важнейших для природы и людей экологических систем.

Ежегодно за 2-3 месяца до начала экологической экспедиции мы проводим  подбор детей. В число членов экспедиции, по рекомендации опытных преподавателей,  входят в основном те, кто любит природу и не боится трудностей, ведь водно-болотные угодья - это … комары и вовсе не прогулка по городскому асфальту.  В разные годы число участников колебалось от 50  до 100  детей.

Участниками  экологических  экспедиций «Днестр»  за период с 1987 по 2006 гг  были дети из Киева,  Москвы, Минска, Одессы, Белгород-Днестровска, Овидиополя, Беляевки, Маяк, Яссок, Паланки, Штефан-Водэ, Кишинева, Тирасполя, Бендер и др.

За двадцатилетний период в  работе такой экологической школы “под открытым небом” принимали  участие активисты школ, университетов, институтов, журналисты, врачи, художники, представители местных властей.

Экологическое образование и экологическое просвещение мы проводили в трех направлениях: в экологическом центре «Дельта Днестра», на экологических тропах и в молодежных экологических лагерях.

      Кроме научных исследований дети, в полевых условиях слушают лекции  ученых и преподавателей, непосредственно принимающих участие в экообразовательных программах, либо приезжающих в эколагерь по приглашению.

      Большую роль в экспедициях играет такая форма работы, как обучение на экологических тропах, где дети непосредственно знакомятся с дикой флорой и фауной.

Однако, кроме получения информации и проводимых исследований дети участвуют в различных природоохранных мероприятиях. Охранять природу надо не только великими, но и малыми свершениями. Ведь не секрет, что  именно малые свершения вызывают у нас наибольшие затруднения из-за мировоззренческих установок. Вы пробовали когда-нибудь из эстетических соображений взять мешок и пройтись вдоль берега реки собирая при этом мусор? Для многих это неподобающее занятие. В глубине души мы расцениваем сбор мусора как осквернение, хотя мы с таким же успехом могли бы считать его очищением. Поэтому, если на Западе экологическое волонтерство (добровольное бесплатное участие) стало массовым и модным явлением, у нас это удел энтузиастов. Хотя именно успех «малых» дел дает наибольший вклад в экологическое воспитание.

Такие акции в экологических лагерях играют существенную воспитательную роль для подростков. Ведь именно здесь, наедине с природой, в кругу единомышленни­ков, проверяются на прочность основные свойства личности ребят. Именно в экспедиции окончательно формируются такие качества, как дружба, честь, альт­руизм, находчивость и многие другие. Только здесь, в непосредственной близости к природе, можно увидеть ее удивительную красоту и вместе с тем беззащит­ность перед человеком.

      Особую дружбу ребята проявляют в период расчистки проток и ериков от завалов и нагромождений тростника и бревен, ила и мусора. За годы нашей работы  в экологических лагерях дети принимали участие в экологической мелиорации плавней, при этом расчистив в общей сложности несколько их километров.  В результате таких природоохранных акций природа становится чище, нарушенный водообмен восстанавливается, и экосистемы возрождаются.  Это маленькие по объему, но великие по значимости  дела современной молодежи.

В процессе выполнения программы экологического образования и проведения  мероприятий по оказанию помощи природе, ребята получают в подарок прекрасные экологические экскурсии на речном судне «Каравайка».   

Нет пока ответов

Комментарии закрыты.